Ответ: По вашему вопросу в системе содержатся следующие комментарии:

МОЖНО ЛИ ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН ИЗМЕНИТЬ (ПРОДЛИТЬ) СРОК ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ?

Можно, если срок изменяется:

  1. в связи с уменьшением финансирования у заказчика;
  2. согласно решению органа госвласти (местного самоуправления), принятому при наличии ряда условий.

В иных случаях такое изменение повлечет административный штраф:

4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

5. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

ст. 7.32, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) { КонсультантПлюс }

Изменение срока из-за уменьшения финансирования

Заказчик - казенное учреждение согласовывает с поставщиком, подрядчиком или исполнителем (далее - поставщик) новый срок исполнения контракта (п. 6 ст. 161 БК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Иные категории заказчиков, в частности бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком могут изменить срок оплаты по контракту. Это допускается в отношении отдельных видов договоров, содержащих условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Изменение срока согласно решению органа власти

Такое решение принимается в случае соблюдения следующих требований:

  1. исполнить контракт в предусмотренный им срок невозможно по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  2. контракт соответствует ряду условий (п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186):

Нужды, обеспечиваемые контрактом

Срок, на который заключен контракт

Цена контракта

Орган, уполномоченный принять решение об изменении условий контракта

Федеральные нужды

Не менее трех лет

Не менее 10 млрд руб. <*>

Правительство РФ

Нужды субъекта РФ

Не менее трех лет

Не менее 1 млрд руб.

Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ

Муниципальные нужды

Не менее одного года

Не менее 500 млн руб.

Местная администрация


<*> Если предмет контракта включает проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то его минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

На основании принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта (п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Внимание! В Гражданском кодексе РФ, на положениях которого основывается законодательство о контрактной системе, предусмотрена возможность изменить любой контракт по соглашению сторон при существенном изменении обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

В правоприменительной практике есть позиция, в соответствии с которой изменение условий контракта должно осуществляться на основании специальных норм Закона N 44-ФЗ, а не положений ст. 451 ГК РФ:

Как верно указано судом первой инстанции, поскольку специальный закон, регулирующий отношения сторон, не предусматривает возможности изменения сроков выполнения работ по контракту, такое изменение невозможно и в судебном порядке.

В данном случае положения статьи 451 ГК РФ в части изменения договора в связи в связи с существенным изменением обстоятельств к государственным и муниципальным контрактам не применяются в силу специального регулирования данных отношений Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В этой связи довод общества о необходимости изменения существенных условий контракта применительно к положениям статей 450, 451 ГК РФ суд кассационной инстанции считает несостоятельным.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2015 N Ф03-2318/2015 по делу N А73-16662/2014 { КонсультантПлюс }

Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что дополнительное соглашение, изменяющее сроки исполнения контракта, является ничтожным, если иное не предусмотрено законом и контрактом:

9. Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

Администрация муниципального образования заключила с обществом контракт на строительство многоквартирного жилого дома.

В процессе строительства была выявлена невозможность его завершения в срок, в связи с чем сторонами контракта было подписано дополнительное соглашение о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию.

Полагая, что указанное дополнительное соглашение противоречит требованиям Закона о контрактной системе, прокурор в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в суд с иском о признании дополнительного соглашения недействительным.

Суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении требований исходя из того, что при наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств в согласованный в контракте срок, стороны вправе заключить дополнительное соглашение о его изменении.

Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты и удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95.

Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта. В рассматриваемом случае проведение аукционов на условиях выполнения работ в срок до 1 ноября 2013 года с последующим продлением для их победителя этого срока до 31 августа 2014 года ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов.

В связи с изложенным дополнительное соглашение, предусматривающие изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) { КонсультантПлюс }

В то же время встречаются случаи, когда суды, руководствуясь ст. 451 ГК РФ, допускают изменение существенных условий контракта.

В связи с изложенным не рекомендуем изменять по соглашению сторон срок исполнения контракта из-за существенного изменения обстоятельств, если отсутствуют предусмотренные Законом N 44-ФЗ основания. Это позволит избежать риска привлечения к административной ответственности. Заинтересованная сторона, которой отказано в заключении соглашения, вправе добиваться изменения условий контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 451 ГК РФ).

Позиция Минэкономразвития:

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, изменение условий контракта допускается в случаях, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

При этом согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.

Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают заключения дополнительного соглашения к контракту о продлении срока действия контракта.

Согласно положениям пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

При этом обращаем внимание, что нормами Закона N 44-ФЗ пролонгация государственных (муниципальных) контрактов не предусмотрена.

Относительно именно договора энергоснабжения:

В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

При этом согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Таким образом, договор энергоснабжения заключается на определенный срок в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Законом N 44-ФЗ пролонгация указанного договора не предусмотрена.

При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

Данная информация содержится в документах из Информационных Банков:
«Юридическая пресса», «Вопросы-ответы (Финансист)».

Ситуация: Можно ли по соглашению сторон изменить (продлить) срок исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) { КонсультантПлюс }

Вопрос: О возможности продления срока действия контракта в рамках закупки. (Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4011) { КонсультантПлюс }

Вопрос: О заключении, оплате и пролонгации государственных (муниципальных) контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 N ОГ-Д28-15298) { КонсультантПлюс }

Вопрос: О сроке и пролонгации договора энергоснабжения. (Письмо Минэкономразвития России от 14.07.2016 N Д28и-1818) { КонсультантПлюс


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.