Ответ: Рассмотрим на примере.

Разделение рабочего дня водителя автобуса на части

Рабочий день (смена) водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах, с их согласия может быть разделен на две части. Выясним, каким образом осуществляется такое разделение.

Согласно ст. 105 ТК РФ рабочий день может быть разделен на части на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Делается такое разделение на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ) установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. В п. 13 этого Положения как раз и прописан порядок разделения на части рабочего дня водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Причем не так давно данный пункт был изложен в новой редакции Приказом Минтранса России от 13.10.2015 N 299, действующим с 01.11.2015.

В первую очередь следует учитывать, что разделение рабочего дня возможно только с согласия водителей и только на две части. Разделение осуществляется на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (естественно, при наличии такого органа).

Следующий важный момент: перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы (ранее перерыв можно было устраивать не позднее чем через четыре часа работы). При этом в случае установления перерыва позже четырех часов водителям автобусов, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Регламентируется также и продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня. По общему правилу она должна составлять не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. (В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.) От указанного правила теперь можно отступить: время перерыва может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя. При этом в любом случае общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Так, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - семи часов (п. 7).

Как и раньше, перерыв может предоставляться между двумя частями смены в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Напомним, сменная работа - это работа в две, три или четыре смены. Она вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ). При этом время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Данная информация содержится в документах из Информационного Банка
«Бухгалтерская пресса и книги».

Статья: Разделение рабочего дня водителя автобуса на части (Герасимова Н.В.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1) { КонсультантПлюс }


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.