Законами субъектов РФ могут быть установлены исключительные случаи осуществления заготовки древесины

04.09.19 в 16:24

Людмила ЖИГЛОВА: Законами субъектов РФ могут быть установлены исключительные случаи осуществления заготовки древесины


РУБРИКА ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

На линию консультаций информационного центра «ИСКРА», регионального представительства СПС КонсультантПлюс в летний период 2019 г. поступали обращения по вопросу применения пункта «в» части 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений». Речь идет о заготовке древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Выдержка из документа: «1. К исключительным случаям заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины: в) для организации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и снабжения топливом населения…». Источник: ст. 5, Закон Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 (ред. от 07.06.2018) «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (подписан Губернатором Красноярского края 01.03.2007) (вместе с «Порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд») { КонсультантПлюс }. Практику применения этого пункта указанного регионального Закона комментирует Людмила ЖИГЛОВА, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края

В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В целях реализации указанных положений ЛК РФ в Красноярском крае принят Закон Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (далее – Закон № 21-5820), в статье 5 которого установлен перечень исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, к которым в том числе относится заготовка древесины для организации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и снабжения топливом населения (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 21-5820).

Следует отметить, что аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организуются и проводятся в порядке, предусмотренном положениями главы 8 ЛК РФ, только в строго определенных целях, при наличии подтвержденной государственной или муниципальной нужды (такая позиция подтверждается судебной практикой, например, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.11.2016 № Ф02-5653/2016 по делу № А33-22096/2015).

Поскольку лесное законодательство не раскрывает понятие «государственной и муниципальной нужды», следует учитывать положения части 2 статьи 3 ЛК РФ, в силу которой имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Отдельные правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Под государственными и муниципальными нуждами следует понимать потребности соответствующих публично-правовых образований в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий данных образований.

Как следует из статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов реализации полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении», реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относятся организация в границах поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из толкований приведенных положений законодательства следует, что в качестве инициаторов проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях заготовки древесины для организации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и снабжения топливом населения должны выступать соответствующие уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления. При этом министерство вправе принять решение о проведении аукциона только при предоставлении инициаторами документов, подтверждающих наличие государственной или муниципальной нужды.

Следует отметить, что в настоящее время в министерстве отсутствует практика применения подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 21-5820.

Дополнительно отмечаем, что пунктом 2 статьи 5 Закона № 21-5820 Правительством края устанавливается порядок контроля за целевым использованием древесины, заготавливаемой в том числе по вышеуказанному основанию. В настоящее время данный порядок разработан и проходит процедуру согласования.


Материал предоставлен редакцией
газеты «Правовое обозрение»