...Однако при проверке ГЖИ было выдано предписание об устранении нарушений, так как тариф не утвержден общим собранием собственников. Судебная практика.

Ответ: Судебная практика:

По результатам проверки 28.12.2015 службой составлен акт проверки N НЮ-595/а и выдано предписание N НЮ-595/п, согласно которому обществу в срок до 18.01.2016 надлежит устранить выявленное нарушение: произвести жильцам квартиры N 107 многоквартирного дома перерасчет (возврат) платы за содержание и ремонт общего имущества за период с 01.07.2015 по день проведения проверки, исходя из размера платы 36 руб. 20 коп. за 1 кв. м, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21.12.2013.

Не согласившись с указанным предписанием службы, ОАО "ЖЭУ N 3" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у службы правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введения в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.

В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 25.12.2015 N 831-23/1, что решением общего собрания собственников помещений дома от 01.03.2010 плата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утверждена в размере 12 руб. 15 коп., тогда как Общество за период с января 2011 года по ноябрь 2015 года производило расчет указанной платы исходя из тарифа 13 руб. 97 коп., который не утвержден общим собранием.

Предписанием от 25.01.2015 N 831-23/1 Инспекция предложила Обществу в срок до 15.02.2016 привести порядок расчета платы за содержание и ремонт жилья в соответствие с требованиями жилищного законодательства.

Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома утвержден размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, ввиду чего у Общества отсутствуют основания для установления иного размера платы.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).

В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.

Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме не провели ежегодное годовое общее собрание и не определили размер платы за содержание жилых помещений в этом многоквартирном доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления.

С целью осуществления контроля по фактам, изложенным в обращении собственников дома, Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение порядка расчета платы за содержание и ремонт общего имущества, выразившееся в применении не утвержденного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома тарифа.

По результатам проверки 18.12.2015 Управлением составлен акт N 2970 и выдано предписание N 2970, согласно которому Обществу в срок до 10.02.2016 надлежит устранить выявленное нарушение: произвести перерасчет размера платы, выставленного собственникам и нанимателям помещений многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Буденного в г. Белгороде, за содержание и ремонт жилья с июля 2015 года (в едином платежном документе с июля 2015 года) исходя из установленного тарифа.

Не согласившись с этим предписанием и действиями Управления по вынесению этого предписания, Общество 19.01.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, указав в качестве основания оспаривание им в суде общей юрисдикции решения собрания собственников от 05.03.2015.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что протоколом от 06.02.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Белгород, ул. Буденного, д. 6, проведенного в форме очного голосования, отменен протокол общего собрания от 05.03.2015 об утверждении тарифов на вывоз мусора и содержание и ремонт жилья, и указанное решение никем не оспорено.

Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции, а также посчитал, что оспариваемое предписание не отвечает критериям исполнимости.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в такой доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введения в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.

В пункте 3.3 названного договора предусмотрено, что размер платы услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется общим собранием собственников дома с учетом предложений управляющей организацией. В случае если общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не утвердило предложенный управляющей организацией размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома либо не состоялось ввиду отсутствия кворума, управляющая организация вправе начиная с первого числа следующего месяца после проведения собрания применять при расчетах экономически обоснованный расчетный тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома текущего года с учетом ежегодной индексации, либо самостоятельно увеличить размер платы согласно фактическому индексу потребительских цен (в среднем за отчетный календарный год к предыдущему календарному году) на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, либо применять корректировку перечня услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Управление в ходе проверки пришло к выводу, что указанный пункт договора противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 39 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Кодекса).

На основании части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В части 4 статьи 158 Кодекса определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).

Из приведенных норм следует, что в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Кодекс не предусматривает исключений из данного правила, допускающих одностороннее изменение управляющей организацией платы.

На основании изложенного суды правомерно признали, что пункт 3.3 спорного договора не соответствует требованиям законодательства и ущемляет права потребителя.

Данная информация содержится в документах из Информационных Банков:
«Арбитражный суд Северо-Западного округа», «Арбитражный суд Волго-Вятского округа», «Арбитражный суд Западно-Сибирского округа», «Арбитражный суд Центрального округа».

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2017 N Ф07-13771/2016 по делу N А13-1927/2016 { КонсультантПлюс }

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2017 N Ф01-6416/2016 по делу N А79-1506/2016 { КонсультантПлюс }

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2016 N Ф04-4093/2016 по делу N А75-135/2016 { КонсультантПлюс }

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2016 N Ф10-3958/2016 по делу N А08-246/2016 { КонсультантПлюс }


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.