МРОТ и северные надбавки
Мы с вами живем и работаем в регионе, где в заработную плату включаются районные коэффициенты и региональные (так называемые северные)надбавки. И вот в вопросах начисления надбавок и стали возникать вопросы.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ регламентирует соответствие месячной заработной платы работника размеру МРОТ. И вот в связи с этим и возникли вопросы, входят ли региональные выплаты в размер МРОТ или они должны начисляться сверх установленного минимального размера оплаты труда. Региональные суды были завалены исками, где работники обращались за восстановлением нарушенного права в части заработной платы. Суды, рассматривая такие споры, в большинстве своем выносили решения в пользу работников. Решения судов строились на утверждении, что региональные выплаты начисляются на МРОТ.
Все изменилось в 2016 году. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.08.2016 г. No 72-КГ16-4 и Определением Верховного суда от 19.09.2016 г. No 51-КГ16-10 было указано, что районные коэффициенты и северные надбавки не должны начисляться сверх установленного МРОТ.
Указанная позиция Верховного суда внесла еще большую неразбериху в порядок начисления региональных надбавок.
С такой позицией Верховного суда не согласились работники, усмотрев в такой позиции ущемление своих прав.
И вот в декабре 2017 года точку в этом споре поставил Конституционный суд РФ. Своим Постановлением от 7 декабря 2017 г. No 38-П Конституционный суд постановил, что региональные выплаты не могут входить в минимальный размер оплаты труда.
В своем решении Конституционный суд подчеркнул:
«Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития.
В этих целях федеральным законодателем установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) (часть вторая статьи 146 и статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). Повышение оплаты труда таким работникам направлено не только на возмещение им дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях, но и на выравнивание уровня жизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Что касается определения способов и размера повышения оплаты труда работников в местностях с особыми климатическими условиями, то федеральный законодатель - поскольку из Конституции Российской Федерации не вытекает его обязанность гарантировать таким гражданам определенный размер повышения оплаты труда или использовать для повышения ее размера конкретные правовые механизмы - вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в рамках предоставленной ему дискреции.
Исходя из этого для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда».
Решение Конституционного суда вступило в действие 7 декабря 2017 г., что означает, что с этого дня суды, принимающие решения по аналогичным спорам, должны принимать решения с учетом данного Постановления. При этом указанное Постановление не обязывает работодателей производить перерасчет заработной платы за предшествующие периоды (Определение Конституционного суда от 27 февраля 2018 г. No 252-О-Р).
ЖЕЛУДКОВА Ирина Витальевна,
директор АНО «Центр правовых экспертиз»,
независимый эксперт по вопросам трудовых и служебных правоотношений