Страховые взносы - 2017: разъяснения ПФР, ФСС, ФНС и Минфина
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование возложено на ФНС. О том, какие разъяснения о переходных моментах дают ПФР, ФСС, ФНС и Минфин, читайте в данном материале.
Разъяснения ПФР
На ПФР возложены следующие функции:
- прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017 (РСВ-1 за 2016 год подается в ПФР в срок до 15.02.2017 в бумажном виде и до 20.02.2017 в электронном виде);
- проведение камеральных и выездных проверок (в том числе повторных) за периоды, истекшие до 01.01.2017, вынесение решений по их результатам;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017;
- списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 01.01.2017;
- администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
- администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию (по программе государственного софинансирования пенсии).
Кроме того, ПФР продолжит прием:
- сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. (С 2017 года меняется срок их подачи - не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного. Таким образом последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 года - 16 января 2017 года.);
- сведений о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позднее 1 марта следующего года);
- реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала);
- копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (эти документы не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляют сами граждане - участники программы государственного софинансирования пенсии).
Чтобы перечисляемые страховые взносы своевременно поступили в бюджет и отразились в информационных ресурсах налоговых органов, особое внимание необходимо обращать на заполнение платежных поручений. "Подсказки" от ПФР <1> представлены на схеме:
Указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа | |
Поле "Получатель" | Указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа |
Поле "Код бюджетной классификации" | Указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр). При этом первые три знака должны принимать значение "182" - код ФНС как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ |
--------------------------------
<1> Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 05.12.2016 N ЗН-4-1/23090@ и от 01.12.2016 N ЗН-4-1/22860@.
При заполнении реквизита (104) и указании КБК в распоряжении о переводе денежных средств особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они различаются в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.
Разъяснения ФСС
С 1 января 2017 года налоговые органы являются администратором страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части доходов. Администрирование расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняется за ФСС.
В связи с этим ФСС в Письме от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282 сообщил следующее:
- расчет по форме 4 - ФСС за 2016 год представляется в фонд. Уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, также принимают органы ФСС;
- перерасход средств на выплату страхового обеспечения сверх начисленных страхователями сумм страховых взносов, сложившийся за периоды до 01.01.2017 и в последующие периоды, возмещает ФСС;
- с 1 января 2017 года ФСС является администратором доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Территориальные органы ФСС осуществляют функции администрирования в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ <2>.
--------------------------------
<2> "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Начиная с отчета за I квартал 2017 года плательщики страховых взносов ежеквартально (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом) представляют в управления ФНС расчет по страховым взносам по форме и формату, утвержденным Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ <3>.
--------------------------------
<3> "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме".
Разъяснения ФНС
ФНС в Письме от 14.09.2016 N БС-4-11/17201 указала: на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Сообщение должно быть представлено в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения такими полномочиями.
По общему правилу уплату страховых взносов и представление расчетов по ним организации производят по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. п. 11 - 13 ст. 431 НК РФ). При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.
Разъяснения Минфина
Выбор организацией налогового органа по месту нахождения одного из обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании или городе федерального значения (в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ), не отменяет обязанности, установленной п. 7 ст. 431 НК РФ, представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (Письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67974).
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат с 01.01.2017 не изменился и, как прежде, является закрытым. В связи с этим плательщики вправе учитывать письма Минтруда, выпущенные в период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <4> (Письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082).
--------------------------------
<4> "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
А.А. Соловьева
Эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать 17.01.2017
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!