Госзакупки: что нужно знать о новом обзоре Верховного Суда РФ
28 июня 2017 г. Верховный Суд РФ утвердил обзор практики по госзакупкам. Делимся наиболее важными выводами, которые пригодятся и заказчикам, и участникам закупок
Нет контракта - нет оплаты
Только наличие контракта, заключенного по всем правилам Закона N 44-ФЗ, гарантирует, что предприниматель получит от госзаказчика деньги за товары, работы или услуги. Без контракта предприниматель не сможет взыскать оплату даже при наличии бесспорных доказательств оказания услуг. Вместе с тем Верховный Суд оговорил несколько исключений из этого жесткого правила.
Детализация характеристик объекта закупки
Заказчик вправе указать в техзадании особые характеристики товара. Тот факт, что будет ограничен круг участников, препятствием не является, если:
- потребность заказчика в товарах с такими характеристиками обоснована;
- повышается эффективность закупки;
- на рынке есть несколько производителей соответствующего товара.
Перенос срока выполнения работ
Если подходящего основания в Законе N 44-ФЗ нет, заказчику и подрядчику не следует договариваться об увеличении срока работ. Объективность причин, которыми вызван перенос сроков, значения не имеет. Такое соглашение ничтожно, а за его заключение накажут. Например, подрядчику грозит штраф 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Оплата дополнительных строительных работ
Нередко в ходе строительства или капремонта возникает необходимость в непредвиденных дополнительных работах. Чтобы такие работы были оплачены, должно быть соблюдено три условия:
- без новых работ невозможно исполнить контракт;
- без новых работ ухудшается годность и прочность результата основных работ;
- нет причин полагать, что другой подрядчик смог бы исполнить контракт без увеличения его цены.
Одностороннее расторжение контракта
Чтобы иметь возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, достаточно указать в нем право на это. Конкретные основания приводить необязательно.
Напомним, профильные ведомства рекомендуют указывать в проекте контракта перечень случаев для одностороннего отказа (Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016).
Благодаря разъяснению Верховного Суда перечень можно сделать открытым. Это позволит без споров использовать любое из предусмотренных ГК РФ оснований, даже если в контракте оно не поименовано.
Включение участника в РНП
Как известно, процедура одностороннего расторжения контракта с нерадивым исполнителем достаточно сложна. Решение об этом нужно не только направить контрагенту двумя способами, но и своевременно разместить в ЕИС. ФАС России придерживается формального подхода: если процедура уведомления полностью не соблюдена, включать в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведения об исполнителе нельзя (Письмо от 28.03.2014 N ИА/11604/14).
Верховный Суд высказал иной подход: если исполнитель получил решение заказчика, огрехи в процедуре уведомления не помогут исполнителю избежать РНП.
Обеспечение исполнения контракта
Верховный Суд позволил заказчикам возвращать средства, которые были перечислены в обеспечение исполнения контракта, только после окончания гарантийного срока. Таким образом, у заказчиков появился хороший способ подстраховаться на случай неисполнения гарантийных обязательств.
Для этого в проекте контракта, а также при необходимости в извещении и документации о закупке нужно указать:
- контракт действует до окончания гарантийного срока;
- обеспечение исполнения контракта распространяется на все обязательства исполнителя по контракту, в том числе гарантийные;
- возврат обеспечения производится в случае надлежащего исполнения обязательств поставщиком после истечения гарантийного срока.
Не забудьте определить срок возврата, например так: "не позднее 10 дней после окончания гарантийного срока".
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!