Рубрика ЕСТЬ МНЕНИЕ!

28.02.18 в 15:30

Каждый день эксперты «Линии консультаций» компании «ИСКРА» помогают найти решение в неоднозначных правовых вопросах. Вашему вниманию — изменения, которые по мнению экспертов «Линии консультаций» важно учесть в работе уже сегодня.


Актуально для бухгалтера

Пономарева Татьяна Николаевна,
ведущий консультант по бюджетному учету и вопросам заработной платы

Применение СГС «Основные средства»

С 1 января 2018 года вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства». Главное финансовое ведомство подготовило методические рекомендации по применению данного стандарта, опубликованные в Письме Минфина России от 15.12.2017 г. № 02-07-07/84237, в статье мы рассмотрим отдельные положения по применению данного стандарта.

Как учесть группу основных средств в качестве одного инвентарного объекта

Чтобы группу ОС объединить в один инвентарный объект, в учетной политике нужно предусмотреть критерии такого объединения. У ОС должен быть одинаковый срок полезного использования, их стоимость не должна быть существенной. К таким ОС относятся, например:

  • библиотечные фонды;
  • периферийные устройства и компьютерное оборудование;
  • мебель, используемая в течение одного и того же периода (столы, стулья, шкафы, иная мебель для одного помещения).

Для признания стоимости несущественной можно использовать критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100%-ной амортизации при вводе ОС в эксплуатацию.

Что делать с амортизацией основных средств, которые введены в эксплуатацию до 2018 года

С 1 января меняются стоимостные границы для начисления амортизации. Ведомство указало, что в отношении объектов ОС, принятых к учету до перехода на СГС «Основные средства» (до 1 января 2018 года), перерасчет амортизации (изменение способа ее начисления, определенного на момент признания объекта к учету) не производится.

Как правильно выполнить перенос остатков

Разберем на примере казенного учреждения конкретную ситуацию.

Необходимо перевести объекты ОС из группы 0 101 03 000 «Сооружения» (учтенные по состоянию на 1 января 2018 года по данным бухгалтерского учета за 2017 год) в группу 0 101 02 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Для этого нужно составить бухгалтерскую справку (ф. 0504833) и отразить в ней следующую информацию.

Содержание операции

Номер счета

по дебету

по кредиту

Перевод из учетной группы 2017 года «Сооружения»

в сумме балансовой стоимости сооружения

1 401 30 000

1 101 13 000

1 101 33 000

в сумме амортизации сооружения

1 104 13 000

1 104 33 000

1 401 30 000

Перенос в учетную группу 2018 года «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

в сумме балансовой стоимости сооружения

1 101 12 000

1 101 32 000

1 401 30 000

в сумме амортизации сооружения

1 401 30 000

1 104 12 000

1 104 32 000

Также информацию об остатках нужно отразить в сведениях об изменении валюты баланса по форме 0503173 (для бюджетных и автономных учреждений по форме 0503773).

Для групп 0 101 08 000 «Прочие основные средства», 0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость» и 0 101 07 000 «Биологические ресурсы» порядок переноса ОС аналогичен.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2018 года:

  • для учета библиотечного фонда, за исключением периодических изданий, предназначен счет 0 101 08 000 «Прочие основные средства»;
  • для учета группы объектов «Многолетние насаждения» предназначен счет 0 101 07 000 «Биологические ресурсы»;
  • для группы объектов «Инвестиционная недвижимость» предназначен счет 0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость».

Что нужно предусмотреть в учетной политике с 2018 года для учета основных средств

В учетной политике должны быть отражены:

  • способы амортизации относительно групп объектов ОС;
  • особенности применения первичных (сводных) учетных документов, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухучете;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • особенности ведения учета отдельных объектов ОС, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например, объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества);
  • порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов ОС, созданных в рамках ремонтных работ.


Актуально для юриста

Герголенко Надежда,
ведущий консультант по юридическим и кадровым вопросам

Изменения на рынке юридических услуг

Минюст разработал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Свой законопроект подготовил ВС РФ, а проект группы депутатов Госдумы уже находится на стадии первого чтения.

Сразу отметим, что все эти документы предусматривают ужесточение требований к судебным представителям.

В частности, законопроектом предусмотрено, что судебным представителем может быть только российский гражданин, получивший высшее юридическое образование в вузе с российской аккредитацией или российскую ученую степень. Эти правила касаются и иностранных граждан. В качестве альтернативы они могут сдать экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. Концепция Минюста радикальнее и предполагает создание адвокатской «монополии» на рынке юридических услуг.

Основное же нововведение — отсутствие упоминания о подведомственности. После отмены института подведомственности суды общей юрисдикции и арбитражные суды получат возможность передавать дела друг другу по подсудности. Это избавит участников судопроизводства от необходимости повторно обращаться в суд, компетентный рассматривать спор.

Одновременно сторонам гражданского судопроизводства запретят определять подсудность спора по соглашению между собой (ст. 32 ГПК и ст. 37 АПК предлагается признать утратившими силу). Авторы законопроекта объясняют это тем, что институт договорной подсудности приводит к необоснованному возрастанию нагрузки на суды определенных регионов России. Возможность договариваться о подсудности сохранится только в делах с участием иностранных лиц.

Незначительные изменения предполагаются в родовой подсудности гражданских дел. В частности, к компетенции мировых судей планируется отнести рассмотрение имущественных споров в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (сейчас такие споры рассматриваются мировыми судьями, если цена иска, как и по другим имущественным спорам, не превышает пятидесяти тысяч рублей).

Следует сказать еще об одном нововведении. Речь идет о возможности суда не составлять мотивированные решения (ст. 193 ГПК РФ).

По общему правилу судьи как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции смогут не составлять мотивированных решений по большинству рассматриваемых дел, ограничиваясь объявлением их резолютивной части.

Судьи судов общей юрисдикции будут обязаны составлять мотивированные решения по спорам о детях; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о правах граждан на жилое помещение; о восстановлении на работе (службе); о защите пенсионных прав; о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; корпоративным спорам; спорам, связанным с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; спорам с участием иностранных лиц, в том числе иностранного государства.

Судьи арбитражных судов будут обязаны составлять мотивированные решения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (за исключением рассматриваемых в порядке упрощенного производства); по спорам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам; по спорам о защите прав и законных интересов группы лиц; по спорам с участием иностранных лиц, в том числе иностранного государства, а также по всем делам, относящимся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.


Актуально для специалиста по закупкам

Космацкий ТимофейПетрович,
эксперт по юридическим вопросам, эксперт в области государственных и муниципальных закупок

Изменения при проведении закупок мебели

Правительство Российской Федерации внесло поправки в Постановление от 05.09.2017 г. № 1072, устанавливающее запрет на закупку иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности из специального перечня. Изменения применяются к закупкам, которые начнутся (будет размещено извещение в ЕИС или будут направлены приглашения) 20 февраля или позже.

Благодаря поправкам станет меньше случаев, когда нужно требовать от участников использовать для изготовления товаров древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты из государств — членов ЕАЭС. Это требование станет лишним при закупках:

Если планируете закупать какие-либо из этих товаров, проверьте, нет ли в вашем извещении, документации требования об использовании плит. Такое требование может стать поводом для жалобы в ФАС.

Список документов, которыми участник может подтвердить производство товаров из перечня, теперь приведен в самом Постановлении № 1072. Участник должен будет приложить к заявке один из следующих документов:

  • копию специального инвестиционного контракта;
  • акт экспертизы ТПП РФ;
  • сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом.

Таким образом с 20 февраля в документации о закупке мебели из перечня снова должен быть список документов, которые должны представлять участники. При этом, он станет на одну позицию больше, так как раньше в нем не было заключения Минпромторга о подтверждении производства.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 г. № 125(вступает в силу 20 февраля 2018 года)