Рубрика АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

04.05.18 в 11:40

№4 (193), май 2018 спецвыпуск



Спорные вопросы трудового права глазами эксперта


Эксперт: ЗУЙКОВ Александр Константинович
(г. Москва),
юрист, член конкурсной комиссии Всероссийского конкурса
практикующих юристов «Понтифик», независимый бизнес-консультант,
эксперт по решению внештатных ситуаций в области трудового права,
охраны труда и взысканию дебиторской задолженности


— Можно ли принять на работу инвалида на рабочее место с вредными условиями труда, если в соответствии с ИПР нет противопоказаний трудиться в этих условиях?

— Прежде всего, нужно определить, какую группу инвалидности имеет работник.

Инвалиды I и II группы могут работать не более 35 часов в неделю. Режим работы инвалидов III группы зависит от ИПР. Далее нужно понять, где именно была получена инвалидность работником: на этом месте работы или ранее. Если инвалидность была получена в рамках этой компании в связи с работой во вредных условиях, понадобится подробная характеристика ИПР – в чем заключается работа, какие опасные факторы можно убрать. При этом стоит взять во внимание, что многие инвалиды скрывают свою инвалидность.

В вопросе определения режима труда работника-инвалида нужно руководствоваться санитарными правилами «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» 2.2.9.251009. Пункт 4.2 этого документа дает однозначный ответ на этот вопрос – инвалидам противопоказан труд с вредными факторами, такими как шум, вибрация, химические факторы и др. Прием инвалида на работу, связанную с вредными условиями труда, приведет к еще большему ухудшению его здоровья. Поэтому мой ответ – работника-инвалида нельзя принять на работу во вредные условия, несмотря на отсутствие прямого запрета в Трудовом кодексе. С одной стороны, принимая работника-инвалида на работу, мы устанавливаем реабилитационную программу, чтобы такой работник улучшил свое здоровье, а с другой – принимаем его во вредные условия. Таким образом, запрет на работу инвалида во вредных условиях регламентирован санитарными нормами и правилами.

Следующий пункт этого СанПиНа п. 4.3 говорит только об оптимальных и допустимых условиях труда, а это 1 и 2 класс. Мы знаем, вредные условия относятся к классу 3.1.

Если компания хочет принять инвалида на работу с вредными условиями труда, оптимальным выходом будет прием такого работника дистанционно, и тогда в его обязанности будет входить такая работа, выполнение которой не наносит вреда здоровью.

И самое важное – обратите внимание на п. 4.2, п. 4.3 этого СанПиНа, которые говорят о противопоказании вредных условий труда для работников-инвалидов. Такой категории работников можно работать только в оптимальных условиях.

Кроме этого, в соответствии с Приказом № 685-н у инвалидов должны быть оснащены рабочие места. Не стоит забывать о том, что любое вредное условие труда подлежит обязательному медосмотру. Как это часто бывает на практике, медучреждения не дают согласия на установление трудовых отношений во вредных условиях для работника-инвалида.


— Кто из должностных лиц, кроме руководителя организации, может быть дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства или нормативных требований по охране труда?

— Руководитель организации и тот, на кого возложены обязанности за соблюдение норм трудового законодательства. П. 3 ст. 5.27 КоАП указывает на фактическое допущение к работе не уполномоченное на это работодателем лицо. Например, начальник участка (стройки) допускает к работе должность грузчика или слесаря, но работодатель (директор) не хочет его принимать на работу. В этой ситуации тогда кто допустил к работе неуполномоченное работодателем лицо? Начальник участка. И трудовая инспекция привлечет к ответственности этого сотрудника. Если в течение года он совершит аналогичное правонарушение, то по решению суда его могут дисквалифицировать. Например, если за хранение трудовых книжек отвечает начальник отдела кадров, то штраф будет выписан и начальнику отдела кадров и на компанию. То же самое касается главного бухгалтера, который вовремя, в срок не выплачивает зарплату. Но здесь может быть причина не в том, что главный бухгалтер нарушает законодательство, а в том, что на предприятие не поступало достаточно средств на зарплатный фонд. А значит это не ответственностьглавного бухгалтера.


— Работница была принята на 0,5 ставки, находясь в отпуске по уходу за ребенком, вышла на работу, изначально в трудовом договоре продолжительность рабочего времени была установлена 4 часа. Чтобы у работницы сохранилось право на получение пособия, должен ли работодатель сократить рабочее время, если оно и так было неполным?

— Все мы знаем позицию ФСС о том, что чтобы меньше платить пособий, особенно в связи с изменениями ст. 93 с июля 2017 года. При установлении неполного рабочего времени нужно определить основное или неосновное место работы сотрудника, потому что пособие полагается только по одному месту работы. С юридической точки зрения – неполное рабочее время установлено, и работница имеет право на пособие по уходу за ребенком до полутора лет. При этом ФСС основывается на том, что женщина должна реально ухаживать за ребенком и пособие должно сохраняться. Но если работодатель решит пойти по пути наименьшего сопротивления, то можно поступить следующим образом – работница принималась на 0,5 ставки, то, к примеру, она уходит в отпуск с 30 апреля, и мы делаем приказ от 27 апреля о том, что она переходит на полную ставку, подписываем допсоглашение, а с 28 апреля работница просит установить неполный рабочий день с 28 апреля в соответствии со ст. 256.


— Александр Константинович, Вы уже второй год принимаете участие в «Неделе кадровика». На Ваш взгляд, в чем цель проекта?

— Трудовое законодательство сегодня меняется очень сильно, в этом году большой акцент сделан на проверки, количество которых возрастет. Кроме того, вводится новая процедура проверочных мероприятий – таким образом все направлено на улучшение законодательства с точки зрения удобства работы компаний. Почему за всем этим важно следить? Мы должны знать и совершенствовать методы работы, нужно стремиться изучать новый материал, посещать семинары, изучать систему КонсультантПлюс, в которой содержится много ситуаций из практики. Кстати, уровень образованности сотрудников также возрастает, а значит у работников вырабатывается иммунитет на действия работодателя. И здесь также важна профессиональная работа отдела кадров.