Рубрика КАДРОВЫЙ ВОПРОС

04.05.18 в 11:45

№4 (193), май 2018 спецвыпуск



Ведущая рубрики: Светлана Анатольевна ШНАЙДЕР,
доцент кафедры государственной службы и
кадровой политики РАНХиГС, лектор «Недели кадровика»,
г. Москва


Если у вас есть водитель…

Если в вашей компании есть водители, то вы знаете, что это особая категория работников и к вашей компании предъявляются требования по обеспечению транспортной безопасности. Вы проводите технический досмотр автомобиля, предрейсовый медосмотр водителя, ведете путевые листы.

Министерство транспорта Российской Федерации 28 сентября 2015 г. № 287 утвердило приказ «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В этом приказе прописаны квалификационные требования, предъявляемые к водителям, специалистам по обеспечению безопасности дорожного движения, диспетчерам, и закреплено, что знания и умения можно получить только посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

После появления этого документа многие работодатели задумались, действительно ли их водители и механики должны иметь профильное образование. Попробуем разобраться. Документ распространяет свое действие на компании, осуществляющие перевозки. В силу положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Договор перевозки является возмездным. В связи с использованием транспорта в своей деятельности компании обязаны соблюдать требования пункта 1 статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения». Любое коммерческое предприятие, использующее в своей деятельности транспорт, расходы, связанные с его использованием и обслуживанием, включает либо в себестоимость продукции, либо уменьшает за счет таких расходов налогооблагаемую прибыль. И это вовсе не означает, что при соблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения такая организация должна соблюдать квалификационные требования пункта 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, а не пункта первого этой же статьи Закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно, если основным видом деятельности компании являются не перевозки, а возят водители только своих коллег – директора, заместителей руководителя, главного бухгалтера, всех работников на корпоративном автобусе, то и приказ Минтранса № 287 к этим организациям отношения не имеет. Если Управление государственного автодорожного надзора привлекало к ответственности общество в случае отсутствия у работников документов об образовании, то суд признавал привлечение к ответственности необоснованным (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 г. № 13АП-10035/2017).

Указанные квалификационные требования практически обязывают работников отучиться, например, диспетчер может занимать свою должность только в случае наличия у него соответствующего образования, либо образования не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо иного среднего образования, не входящего в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Такое образование есть не у всех диспетчеров, и, работая в транспортных компаниях, они вынуждены получать дополнительное образование. Гораздо сложнее ситуация с водителями, большинство из них не имеет образования по профессии водитель, а значит, не могут работать в организациях, осуществляющих перевозки, и вынуждены работать только в тех компаниях, которые эксплуатируют автомобили исключительно для собственных нужд.

Все изменится 21 декабря 2018 года.

20.12.2017 г. был подписан Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

С 21 декабря 2018 г. если водитель в организации возит хотя бы одного пассажира, везет хотя бы минимальный груз, то он должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным нормативными актами. При этом под пассажиром будет пониматься любой человек, находящийся в автомобиле помимо самого водителя, то есть если у вас работают персональные водители, то у них должно быть профессиональное образование.

Также, с 21.12.2018 г. все работодатели, использующие труд водителей, должны будут:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Анализируя данные изменения, можно дать работодателям следующие рекомендации:

  • Обучить водителей.
  • Назначить ответственного за безопасность дорожного движения, имеющего высшее профильное образование или профессиональную переподготовку по специальности.
  • Принять на работу механика, имеющего профильное образование, или назначить ответственного работника из числа уже имеющихся работников, при условии наличия у такого работника соответствующего образования.
  • Организовать парковки.