Рубрика: АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

04.10.18 в 15:30

Александра Кириллова: Участники закупок стали более грамотны во многих вопросах применения Федерального закона


Ряд законодательных изменений, вступивших в силу в сфере госзакупок в 2018 году, продолжает широко обсуждаться всеми участниками рынка. Актуальные вопросы по теме комментирует Александра Кириллова, начальник отдела в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю



Нарушений объективно стало меньше

– Третий квартал 2018 года, по сути, позади. Расскажите об основных итогах работы Управления по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, изменениях в законодательстве о закупках? С чем в регионе связаны наиболее часто допускаемые нарушения? Ваши коллеги в соседних регионах отмечают, например, уменьшение фактов дробления закупок с целью ухода от конкурентных процедур в текущем году, есть ли свои подобные «изобретения» у нас?

– Существенные коррективы в процедуры закупок внес 2018 год как для государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, так и в осуществляемые отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Однако, основные изменения вступили в силу с 1 июля 2018 года, многие из которых станут обязательными только с 1 января 2019 года. Данные обстоятельства лишают возможности подведения итогов работы Управления с учетом произошедших изменений. Но, можно отметить, что до вступления в силу изменений фактов нарушений со стороны субъектов контроля в текущем году было зафиксировано меньше, если сравнивать с показателями предыдущих лет.
Основными нарушениями остаются нарушения, связанные с описанием объекта закупки, но надеемся, что в будущем постоянно пополняемый новыми позициями «Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволит многих из них избежать.


Электронный аукцион: за и против

– Самыми обсуждаемыми сейчас остаются изменения в законодательстве о контрактной системе. Например, в сфере закупок в форме электронных аукционов. В чем эти изменения?

– Несколько изменилась процедура подачи заявки на участие в электронном аукционе, содержание такой заявки. Предполагается, что указанные изменения должны существенно упростить порядок подачи заявок и их рассмотрения, однако на практике, поскольку не все нормы оказались совершенными и обеспечена возможность исполнения не всех нововведений, участники электронных аукционов и субъекты контроля столкнулись с рядом проблем. Так, например, в настоящее время, ввиду требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ аукционная комиссия несет обязанность по признанию заявки участника электронного аукциона несоответствующей, если оператором не представлены паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Однако, до 01.01.2019 г. технической возможности оператор электронной площадки на предоставление таких данных не имеет, вследствие чего заявка участника закупки аукционной комиссией признается несоответствующей ввиду того, что законодатель предусмотрел требование с 01.07.2018 г., обеспечить исполнение которого до 01.01.2019 г. не представляется возможным.

С 1 января 2019 года ряд закупок не будет осуществляться в бумажной форме. Какие это может вызвать затруднения в работе у участников и заказчиков? Или в целом это должно упростить жизнь обеим сторонам?

– Предполагается, что электронная форма проведения закупок должна упростить процесс подачи заявок и их рассмотрения, однако говорить о том, станет ли действительно проще участникам закупок принимать участие в электронных процедурах, а субъектам контроля проводить такие процедуры, можно только столкнувшись с указанным вопросом на практике. Однако, стоит отметить, что участникам электронных процедур необходимо обладать соответствующей электронной подписью, необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, где проводится закупка и необходимо зарегистрироваться на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок. Ранее, для участия в закупках не в электронной форме указанное от участников закупок не требовалось.

– Запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Что принципиально изменится?

– Принципиально изменится только форма проведения таких закупок, основания же для их проведения останутся практически прежними.


Товарный знак или эквивалент?

– Согласно законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ при описании объекта закупки допускается указание на товарный знак, при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент». Например, если Заказчик закупает обслуживание уже установленного ранее ПО, имеет ли он право указать в объекте закупки конкретное наименование (товарный знак) закупаемого ПО, не сопровождая словами «или эквивалент»?

– Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак без указания слов «или эквивалент» при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Аналогичные правила установлены пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, однако указанный закон позволяет использование в описании объекта закупки указания на товарный знак без указания слов «или эквивалент» также в случаях проведения закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта и в случаях проведения закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц – субъектов контроля в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.


Планировать и сделать – не одно и то же!

– С 1 июля 2018 года заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн рублей. Будет ли считаться нарушением размещение извещения с требованием об обеспечении заявки (НМЦК менее 1млн руб.), если данная закупка была внесена в план-график до вступления в силу новых требований?

– Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ различает такие действия, как планирование закупок и их фактическое осуществление. При этом, изменения к требованиям об обеспечении заявок касаются именно осуществления закупок, поскольку информация об их размере должна содержаться в документациях и извещениях о проведении закупок.


Вопрос времени…

– На Ваш взгляд, наметились ли в регионе позитивные тренды в части соблюдения законодательства в контрактной системе? Например, наблюдаете ли Вы рост правовой просвещенности в вопросах законодательства о контрактной системе среди участников и заказчиков закупок? Что могло бы изменить ситуацию?

– Как уже было отмечено ранее, до вступления в силу изменений, фактов нарушений со стороны субъектов контроля в текущем году было зафиксировано меньше, если сравнивать с предыдущими годами. Участники закупок в целом также стали более грамотны во многих вопросах применения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Однако, после изменений, пока по некоторым вопросам не сформируется какая-либо практика, субъекты контроля и участники закупок, скорее всего, будут испытывать трудности при проведении закупок и при участии в них. Стоит также отметить, что нарушений было бы меньше, если бы субъекты правоотношений рассматриваемого законодательства толковали его нормы системно.