Рубрика: АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

08.11.18 в 19:35

НДС и не только. Об изменениях налогового законодательства в 2019 году

Особенности формирования налоговой базы по НДС и налогу на прибыль и другие актуальные вопросы налогоплательщиков о грядущих и уже вступивших в силу законодательных изменениях в главном интервью специального выпуска «Правового обозрения» комментирует Ольга Бучацкая, заместитель руководителя УФНС России по Красноярскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Касается НДС!

- Ольга Валентиновна, какие изменения коснулись заявительного порядка возмещения НДС?

- Согласно п. 1 ст. 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения НДС представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, с 1 октября 2018 года право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики -организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, составляет не менее 2 млрд руб. Таким образом, минимальная совокупная сумма уплачиваемых налогов уменьшена с 7 до 2 млрд руб.

Кроме того, смягчаются и требования к поручителям. Для них, с одной стороны, также уменьшена сумма уплачиваемых налогов с 7 до 2 млрд руб., а с другой - увеличена предельная сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства с 20 до 50% от стоимости чистых активов.

- Что нового появляется в формировании налоговой базы по НДС и налогу на прибыль в 2019 году?

- Согласно изменениям, внесенным в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступающим в силу с 1 января 2019 года (Федеральные законы от 27.11.2017 № 335-ФЗ и от 03.08.2018 № 303-ФЗ):

- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей- единый сельскохозяйственный налог (далее - единый сельскохозяйственный налог),признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

При этом данные налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы (абз.2 п. 1 ст. 145 НК РФ).

Вышеназванные лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ);

- реализация макулатуры исключена из перечня освобождаемых от налогообложения операций (подпункт 31 исключен из пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка изменилась с 15,25 до16,67 процента (абз. 3 п. 4 ст. 158 НК РФ);

- предусмотрено повышение налоговой ставки с 18 до 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).

О налоге на прибыль организаций

  • Согласно изменениям, внесенным в ст. 284 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ,законодательные органы субъектов Российской Федерации с 2019 года не вправе устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ. При этом пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, которые были установлены законом субъекта Российской Федерации до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года.

Исходя из вышеуказанной нормы положения законов субъектов Российской Федерации, принятых после 1 января 2018 года (в том числе имеющие обратную силу (статья 5 НК РФ), устанавливающие пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 НК РФ, не должны применяться с 1 января 2019 года.

Некоторые поправки по налогу на прибыль организаций предусмотрены в проекте федерального закона N 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 19.06.2018):

- Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнить новым подпунктом 11.1, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы вклада (вкладов) в виде денежных средств в имущество, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.

- Пункт 2 статьи 265 дополнить новым подпунктом 8, в соответствии с которым к внереализационным расходам приравнивается убыток, возникающий у налогоплательщика -участника (пайщика) при ликвидации организации (в том числе в результате применения процедуры банкротства) и определяемый как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником (пайщиком) имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) налогоплательщиком- участником (пайщиком) этой организации стоимости доли (пая).

- Доход, полученный при выходе из ООО или АО, приравняют к дивидендам. Речь идет о той его части, которая превышает фактически оплаченную стоимость акций, долей (ст.43 НК РФ).

- Выплаты акционеру (участнику) при ликвидации АО или ООО также приравняют к дивидендам (ст. 43 НК РФ).

Еще раз об онлайн-кассах

-Ольга Валентиновна, то принципиально нового в требованиях по применению онлайн-касс с 1 января 2019 года?

-В соответствии с Федеральным законом № 303-ФЗ с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по НДС увеличена с 18до 20%. При этом Федеральным законом № 303-ФЗ не предусмотрено какого-либо переходного периода.

Статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» утверждены обязательные реквизиты кассового чека, к числу которых также относится налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС). Таким образом, с 1 января 2019 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20%,или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120.

Учитывая изложенное, пользователям ККТ необходимо заблаговременно установить к 1 января 2019 года соответствующие обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.

В настоящее время утверждено и применяется несколько версий форматов фискальных данных, они отличаются функциональностью и периодом разрешенного применения.В соответствии с пунктом 2 Приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ с 01.01.2019 формат фискальных документов версии 1.0 утрачивает силу, налогоплательщики с 01.01.2019 обязаны будут использовать в контрольно-кассовой технике форматы фискальных документов версий 1.05 или 1.1.

Переход на версию формата 1.05 осуществляется без замены фискального накопителя и без перерегистрации кассы. Для получения более подробной информации следует обратиться непосредственно к производителям ККТ.

Обоснование: Приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-20/207@ "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@"; письма ФНС России от 03.10.2018 № ЕД-4-20/19309@ «Об изменении налоговой ставки НДС с1 января 2019 года», от 19.01.2018 N ЕД-4-20/872@«О переходе ККТ с форматов фискальных документов версии 1.0 на версии 1.05 или 1.1».

- Спасибо!