РУБРИКА: АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

13.12.18 в 19:34

Доверяй, но проверяй! Плановые и внеплановые проверки трудовой инспекции: основания, что проверяют и как подготовиться

Наталья Ликанова, начальник отдела по вопросам гражданской службы, планирования и отчетности Государственной инспекции труда в Красноярском крае

- Наталья Анатольевна, какова регулярность осуществления проверок?

- Периодичность проведения плановых проверок зависит от категории риска, которая присваивается деятельности конкретного юридического лица и индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем, в соответствии с Критериями, установленными Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением от 1 сентября 2012 г. № 875. Так, для организаций, деятельность которых относится к высокому и значительному рискам, периодичность плановых проверок составляет 2 и 3 года соответственно. Организации со средним риском проверяются не чаще чем 1 раз в 5 лет, с умеренным риском - не чаще чем 1 раз в 6 лет. Организации с низким риском (деятельность которых не относится ни к высокому, ни к значительному, ни к среднему, ни к умеренному рискам) в планы проверок не включаются.

- Что такое внеплановая проверка? Могут ли ее проводить по анонимному обращению?

- Для проведения внеплановой проверки имеется ряд оснований:

- истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- поступление в инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

По анонимному обращению проверки не проводятся. Кроме того, заявителю, желающему отправить свое обращение в электронном виде, необходимо знать следующее: чтобы у инспекции труда появилось право осуществить проверку работодателя, на действия которого он жалуется, необходимо подтвердить свою личность. Для этого в Системе электронных сервисов Онлайнинспекция.рф Федеральной службой по труду и занятости реализован функционал авторизации заявителей через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Электронные обращения, поступающие в инспекцию труда через Систему «Онлайнинспекция.рф» от пользователей, прошедших авторизацию в ЕСИА, удовлетворяют требованиям ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и могут считаться основанием для проведения внеплановой проверки.

- Какие нарушения сегодня чаще всего фиксируются в нашем регионе при проведении проверок?

В ходе 736 проверок, проведенных Государственной инспекцией труда в 1 полугодии 2018 года, выявлено 2148 нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из них:

- по вопросам оплаты труда – 490 нарушений;

- по охране труда – 1073 нарушений;

- по оформлению трудовых отношений – 30 нарушений;

- по другим вопросам – 555 нарушений.

Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными из них являются:

- невыплата работникам заработной платы в полном размере;

- нарушение сроков выплаты заработной платы и нарушение сроков оплаты отпуска;

- невыплата причитающихся сумм при увольнении;

- отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями;

- ненадлежащее оформление трудовых отношений, либо уклонение от их оформления, либо подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются следующие нарушения:

- отсутствие в трудовых договорах обязательных условий оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, срока действия трудового договора и др.;

- внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством: так, например, условия о взыскании с работников штрафов, предоставление отпуска менее 28 календарных дней и др.;

- заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований;

- неоформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, невыдача экземпляра трудового договора работнику;

- расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;

- невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте;

- уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства в области охраны труда являются:

- непроведение обучения и инструктирования работников по охране труда;

- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- непроведение медицинских осмотров и психиатрических обследований работников;

- несоблюдение установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах;

- нарушения порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Анализ основных причин производственного травматизма показывает, что человеческий фактор по-прежнему играет решающую роль. Более 80% всех травм происходят как по вине ответственных должностных лиц (включая руководителей предприятий), уделяющих вопросам безопасности труда недостаточное внимание, так и по вине самих пострадавших.

Стремление сэкономить на вопросах безопасности работников в пользу получения прибыли приводит к тому, что зачастую мероприятия по охране труда финансируются по остаточному принципу, что приводит к ряду негативных последствий, непосредственно влияющих на ситуацию с травматизмом:

- сами работодатели и специалисты предприятий и организаций обладают недостаточными знаниями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и соответствующей подготовкой;

- в организациях отсутствует необходимая нормативно-правовая документация, учитывающая специфику производства;

- ответственные должностные лица формально подходят к вопросу организации и проведения обучения и инструктажей по охране труда для работников;

- при организации производственных процессов, работ с повышенной опасностью наблюдается низкая исполнительная дисциплина отдельных руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасных условий труда и пр.

- Расскажите о штрафных санкциях при выявлении нарушений. В каких случаях проверяющая сторона идет навстречу работодателю, у которого выявлены нарушения?

- В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрено две основных статьи, по которым виновные в допущенных нарушениях привлекаются должностными лицами Государственной инспекции труда к административной ответственности: ст. 5.27 - за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и ст. 5.27.1 – за нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Некоторые части вышеуказанных статей (к примеру, ч. 1 ст. 5.27 и ч.ч. 1, 2 ст. 5.27.1 предусматривают возможность выдачи предупреждений виновным должностным лицам в тех случаях, когда правонарушение совершено впервые и отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Самый большой штраф предусмотрен ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты: на должностных лиц штраф в сумме от 20 до 30 тыс. рублей, на юридических лиц – от 130 до 150 тыс. рублей. За повторное правонарушение штраф на юридическое лицо может достигать 200 тыс. рублей, при этом должностному лицу может грозить наказание до 40 тыс. рублей и дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

- Дайте конкретные советы и рекомендации компании, которая готовится к проведению у нее проверки.

- Самый главный совет для всех работодателей (не только для тех, которых в скором времени посетит инспектор труда) – максимум, насколько это возможно – сделать работу своих подчиненных наиболее безопасной и комфортной. Это не только избавит компанию от излишних трат на административные штрафы, но и обеспечит ей наибольшую лояльность и отдачу сотрудников, а соответственно – придаст импульс развитию бизнеса.

Принцип открытости при проведении проверок дает возможность каждому работодателю основательно подготовиться к любой из них. Все перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), находятся в открытом доступе на сайтах как Роструда (rostrud.ru), так и Гострудинспекции в Красноярском крае (git24.rostrud.ru). Проверочные листы, применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, также находятся в открытом доступе на сайте Роструда.

Кроме того, любой работодатель может, не дожидаясь визита реального инспектора труда, пройти электронную самопроверку, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор» в Системе «Онлайнинспекция.рф». При этом указать можно вымышленное название организации. Система оценит, насколько вы готовы к проверке. Кстати, за время функционирования сервиса работодатели прошли 420,5 тысячи виртуальных самопроверок, что позволило им сэкономить более 8,9 млрд виртуальных рублей.