РУБРИКА ЕСТЬ МНЕНИЕ

31.01.19 в 22:51

Наталья ГЕРАСИМОВА, консультант по трудовому законодательству отдела

Пенсионная реформа. Что должен знать работодатель?

Пенсионная реформа коснулась трудовых отношений с работниками пенсионного и предпенсионного возраста. Для этой категории работников появились новые льготы и гарантии. Так, Правительством РФ разработана программа дополнительного профобразования граждан в целях содействия занятости лиц предпенсионного возраста. Программа рассчитана на период до 2024 года. Ее участниками могут являться как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения. Предусматривается использование обучения с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности, дистанционные образовательные технологии, вариативность сроков освоения образовательных программ, обучение в электронном виде. На время переобучения работодатель должен будет предоставлять сотрудникам отпуск.

Повышению пенсионного возраста сопутствует дополнение Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 353-ФЗ в Трудовой кодекс РФ статьей 185.1, которая устанавливает, что при прохождении диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. А работникам пенсионного и предпенсионного возраста работодатели теперь обязаны предоставлять два рабочих дня один раз в год, с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Чтобы получить освобождение от работы на диспансеризацию, работник должен подать письменное заявление и согласовать с работодателем день.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста – новое основание для привлечения работодателей к уголовной ответственности (ст. 144.1 УК РФ введена Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 352-ФЗ).Кроме того, с октября 2018 г. на основании Письма Роструда от 25.07.2018 г. № 858-ПР «О проведении ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста» региональные центры занятости в целях исполнения поручения Роструда могут запросить у работодателей отчет о работниках предпенсионного возраста. Указанный отчет направляется в Федеральную службу по труду и занятости. Предельный срок, в который организации следует предоставить сведения в центр занятости, целесообразно уточнить в соответствующем центре занятости.Порядок предоставления отчета не урегулирован. Таким образом, работодатель может заполненную форму предоставить в центр занятости на бумажном носителе либо направить по электронному адресу центра занятости. Рекомендуется данную информацию также уточнить в центре занятости. На сегодняшний день законодательство не обязывает работодателей предоставлять указанные сведения. Следовательно, штрафным санкциям за непредоставление отчета работодатель не может быть подвергнут. Таким образом, анализируя настолько динамичное внесение изменений в законодательство РФ, в том числе и относительно трудовых отношений, можно сказать, что, вне всякого сомнения, и в этом году нас ожидает что-то новое. А приобретем мы при этом или потеряем – время покажет. Наша задача: внимательно следить за этими изменениями в законодательстве и, чтобы исключить риск привлечения к ответственности, соблюдать его.

Татьяна СУРКОВА, ведущий консультант по правовым вопросам отдела информационно-правовой поддержки клиентов

С 1 января 2019 года для самозанятых лиц вводится налог на профессиональный доход

Эксперимент по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» будет проводиться в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Период проведения – до 31 декабря 2028 года. Применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе ИП и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.

Законом определен ряд ограничений для применения данного спецрежима. Это, в том числе: реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке; добыча и (или) реализация полезных ископаемых; получение доходов, превышающих в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения «Мой налог».

Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки – 4 процента, если реализация осуществляется физлицам, и 6 процентов, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ.

Налоговая декларация по данному налогу не представляется.

Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" { КонсультантПлюс }

Светлана МАТВЕЕВА, юрисконсульт экспертно-правового отдела

С 27 декабря 2018 года не обязательна внешняя экспертиза для приемки по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур

27 декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 502-ФЗ внесены важные корректировки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Напомним, что с 1 июля 2018 года вступили в силу масштабные изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ в Закон о контрактной системе. В числе указанных изменений была корректировка статьи 93, в частности определяющей возможные случаи осуществления закупок у единственного поставщика в результате несостоявшихся конкурентных способов определения поставщика (п. 25 ч. 1 ст. 93). При этом изменения в п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона 44-ФЗ не внесли, тем самым обязав Заказчиков проводить внешнюю экспертизу для приемки по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур. Неисполнение Заказчиком требований Закона о проведении внешней экспертизы, введенной с 1 июля 2018 года, влекло за собой наложение штрафов на должностных лиц согласно ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.Июльские изменения в ст. 94 Закона 44-ФЗ создали для Заказчиков определенные трудности в связи с поиском экспертных учреждений и оплатой их услуг.

В настоящий момент законодатель устранил данную проблему и разрешил для приемки товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур, не проводить внешнюю экспертизу.Кроме того Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 502-ФЗразрешил Заказчикам корректировать цену в пределах увеличения НДС по контрактам, заключенным до 1 января 2019 года. При этом нужно учитывать лимиты бюджетных обязательств. Такая возможность действует с 27 декабря 2018 года и сохранится до 1 октября 2019 года.