ОБЕСПЕЧИТЬ ГЛАСНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ, ПРЕДОТВРАТИТЬ КОРРУПЦИЮ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК!

30.05.19 в 21:36

ЕЛЕНА ХОМЕНКО

РУБРИКА АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В апреле 2019 года Госдумой приняты сразу 3 федеральных закона о внесении изменений в Закон№ 44-ФЗ. Вносимые поправки (а их больше ста) направлены на совершенствование контрольно-надзорной деятельности при проведении процедур отбора поставщиков при госзакупках. Ряд актуальных положений по запросу редакции«Правового обозрения» комментирует Елена Михайловна Хоменко, главный специалист-эксперт аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

- Согласно вступившим в силу изменениям 44-ФЗ закупочные процедуры переводятся в электронную форму. Елена Михайловна, насколько в нашем регионе уже реализуется этот процесс? Какая форма (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) электронных закупок наиболее популярна в Красноярском крае? В чем преимущества электронных закупок?

-Масштабные изменения Закона о контрактной системе, принятые 31 декабря 2017 года, возлагают на заказчиков, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения обязанность при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 года определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения именно электронных процедур, перечень которых определен в статье 24 Закона о контрактной системе.Одновременно с этим указанные субъекты контрактной системы лишены права проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Электронизация закупок производится в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Проведенные Красноярским УФАС России с начала 2019 года в пределах предоставленных полномочий контрольные мероприятия в отношении субъектов контрактной системы, осуществляющих закупки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на территории Красноярского края, показывают, что в подавляющем большинстве случаев заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения используют именно электронный аукцион в качестве конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Электронизация закупок, с одной стороны, позволяет унифицировать способы их проведения, снизить финансовые и трудовые затраты участников закупок, способствует анонимности подачи заявок до определенного Законом о контрактной системе этапа электронной процедуры, с другой стороны, не гарантирует субъектам контрактной системы бесперебойное проведение электронной процедуры по причинам технического характера, например, периодически возникающих несовершенств функционала единой информационной системы в сфере закупок.

- В каких случаях все еще допускается проведение закупок «в бумажном виде»?Подвергаются ли организации каким-то санкциям?

-Лишив с 1 января 2019 года заказчиков, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения права проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в «бумажной» форме, законодатель предусмотрел исключительные случаи закупок, осуществление которых возможно не в электронной форме (часть 44 статьи 112 Закона о контрактной системе).

К таким случаям законодатель относит, например, случаи проведения закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), случай закупки путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, случаи применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с этим, совершенные после 1 января 2019 года действия субъектов контрактной системы по проведению открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений не в электронной форме могут носить признаки административно наказуемого деяния, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

- Прокомментируйте, пожалуйста, изменения в отчетности по закупкам у малого бизнеса?

-С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в предусмотренных Законом о контрактной системе правилах осуществления закупок с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП, СОНО): в расчете необходимого объема закупок для СМП и СОНО заказчикам необходимо учитывать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществленные в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этомсогласно правовой позиции, изложенной в письмах Минфина РФ от 2 ноября 2018 г. № 24-01-07/79316, от 25 марта 2019 г. № 24-01-07/20211, вышеуказанные изменения должны быть учтены заказчиками при подготовке годового отчета о закупках для СМП, СОНО за 2018 год.

- На какие еще важные, на Ваш взгляд, новации 2019 года участнику госзакупок следует обратить внимание?

- Принимая участие в закупках на выполнение строительных работ, участникам следует учитывать вступившие в силу со 2 апреля 2019 года изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Взамен ранее установленным видам строительных работ, имеющих определенные коды ОКПД, Правительство РФ выделило следующие виды работ, при закупке которых участникам надлежит подтвердить наличие ранее полученного опыта выполнения соответствующих работ:

  1. выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;
  2. выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;
  3. выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;
  4. выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Кроме того с 1 июля 2019 года аккредитованным участникам закупок будет предоставлена возможность направлять документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям, установленным в рамках постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, операторам электронных площадок с целью размещения таких документов в реестре аккредитованных участников закупок.

В дальнейшем при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования, подавать заявки смогут только такие участники, подтверждающие документы которых размещены оператором электронной площадки в реестре аккредитованных участников закупок.

От участников не будет требоваться включение подтверждающих документов в состав вторых частей заявок на участие в закупке: заказчик будет получать их от оператора электронной площадки вместе со вторыми частями из числа документов, включенных в реестр аккредитованных участников закупок.

- Спасибо!


Материал предоставлен редакцией
газеты «Правовое обозрение»