Внутренний муниципальный финансовый контроль в Красноярском крае: состояние и перспективы

13.12.19 в 17:20


РУБРИКА ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Главе администрации муниципального образования на заметку

Анализ бюджетных полномочий органов контроля на территории Красноярского края осуществляется Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - Управление) начиная с мая 2016 года. Приказом от 03.07.2017 № 17н утвержден Порядок, определяющий процедуры планирования, проведения анализа и составления отчетности. За прошедшие три года с момента начала аналитических мероприятий в Красноярском крае прослеживается устойчивая тенденция повышения уровня организации внутреннего муниципального финансового контроля, увеличения количества органов контроля.

Так, в 2016 году органы контроля были созданы только в 10% муниципальных образований Красноярского края, а на конец 2019 года уже в 48%. Аналогичная тенденция прослеживается и в количестве муниципальных образований, которые передали исполнение бюджетных полномочий на уровень муниципального района, с 10% до 47%. В результате количество муниципальных образований, в которых не организовано исполнение бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, уменьшилось с 80% до 15%. Следует отметить, что полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальных образованиях установлены Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. На текущий момент проведен анализ в отношении 28% органов контроля от их общего количества на территории Красноярского края. По результатам проведенного анализа оформляется заключение, которое содержит информацию о выявленных недостатках, предложения и рекомендации по исполнению бюджетных полномочий органами контроля.

Наиболее часто встречающимися недостатками являются:

- несоответствие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, бюджетному законодательству РФ (далее – порядки);

- несоответствие процедур планирования и проведения контрольных мероприятий, оформления представлений, предписаний требованиям, установленным порядками;

- отсутствие системного взаимодействия с органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольно-счетными органами;

- несоблюдение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ в части размещения информации в сети Интернет.

Информация о результатах проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов контроля Федеральным казначейством ежегодно направляется в адрес Минфина России, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Недостатки, выявляемые при анализе исполнения органами контроля бюджетных полномочий, подчеркивают необходимость и актуальность органами выполняемой Федерального казначейства функции. В целях совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ внесены изменения. Для реализации обновленных положений Бюджетного кодекса Минфин России подготовил три стандарта, в которые заложены основные принципы, задачи, порядок организации внутреннего аудита, а также права и обязанности должностных лиц при аудите. Стандарты вступят в действие с 1 января 2020 года. Единое нормативно-правовое регулирование позволит повысить качество исполнения бюджетных полномочий и эффективное управление бюджетными рисками.

Изменения в Бюджетный кодекс РФ ввели еще одну существенную новацию, расширяющую полномочия Федерального казначейства: с августа 2019 года полномочия по анализу главных администраторов бюджетных средств передаются от органов контроля муниципальных образований Федеральному казначейству. Проведенный Управлением мониторинг показал, что на территории Красноярского края осуществляют деятельность 1050 главных администраторов бюджетных средств. Проведение аналитических мероприятий в отношении них – масштабная задача, требующая для своего решения применения современных риск-ориентированных подходов. Управление обладает необходимыми ресурсами и готово к успешному выполнению новой задачи.

Светлана Сергиенко, заместитель начальника отдела

внутреннего контроля и аудита УФК по Красноярскому краю




Материал предоставлен редакцией
газеты «Правовое обозрение»