Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"

27.01.12 в 10:44

Дата составления дайджеста - 27.01.2012.

В нашей стране проводится административная реформа, направленная на оптимизацию исполнения функций органами исполнительной власти. В целях повышения удобства при очном взаимодействии заявителей с государственными органами ведется работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые обеспечивают предоставление комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "единого окна".
Данный принцип раскрыт в части 1 статьи 15: ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Согласно вышеназванной статье предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется по принципу "одного окна". Это означает, что предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. То есть заявитель должен обратиться туда с запросом всего один раз. И даже если для получения запрошенной услуги требуется, условно говоря, несколько дополнительных справок из разных органов власти, то многофункциональный центр должен сделать все дополнительные запросы сам и выдать заявителю готовую информацию.
Основными целями реализации принципа "одного окна" являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
  • сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
  • унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг
  • повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти при предоставлении государственных услуг;
  • повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
  • повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг
  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Принятие данного закона не освобождает заявителей полностью от сбора и подготовки документов, но значительно облегчает их положение.


Рассматриваемый вопрос регулируется следующими нормативными актами:
На федеральном уровне:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
2.Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р <Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции>
4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" (вместе с "Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг")
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления")
На региональном уровне:
1. Постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 598-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае" на 2010 - 2012 годы"
2. Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6096 "О государственных информационных системах Красноярского края" (подписан Губернатором Красноярского края 12.07.2011)
3. Постановление Правительства Красноярского края от 30.06.2011 N 390-п "Об утверждении программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае на 2011 - 2013 годы"
4. Распоряжение Правительства Красноярского края от 29.12.2009 N 1125-р «О создании краевого государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»

Документы, представленные в дайджесте, включены в Систему "КонсультантПлюс".

По данной теме также можно посмотреть следующие комментарии и статьи экспертов: