ВОПРОС: Проверка содержания общего имущества без уведомления УК

ОТВЕТ: Порядок уведомления юридического лица о проведении плановой проверки определен ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ. Проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо о проведении такой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Сделать это можно посредством направления юридическому лицу копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) этого органа (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и (или) подписанного квалифицированной электронной подписью электронного документа (по электронной почте на адрес, указанный юридическим лицом) либо иным доступным способом. Согласно общим требованиям п. 16 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц о проведении внеплановой проверки проверяемое лицо уведомляется уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом. Заметим, что проверяемая организация не уведомляется об осуществлении проверки, если основанием для ее проведения послужили случаи, поименованные в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц.

Выдержки из документов:

Апелляционный суд отменил решение арбитражного суда первой инстанции, посчитав его вывод о грубом нарушении административным органом порядка проведения проверки противоречащим положениям части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки. По существу оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции счел, что постановление мирового судьи Железнодорожного района от 14.03.2019 по делу N 5-166/2019-1 об административном правонарушении не могло быть учтено судом, поскольку оно касалось иной проверки, не являющейся предметом настоящего спора.

Судебная коллегия считает, что апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела не учел следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли он права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3).

Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей проведения внеплановой проверки, установленных частью 3 данной статьи.

Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким органом на территории Хабаровского края является управление.

При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ и пункт 13 Положения N 1110).

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата является, в том числе поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (пункт 2 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании).

При этом положения части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривают возможность осуществления лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан информации о фактах любых (не только грубых) нарушений лицензиатом лицензионных требований без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Из материалов дела следует, что распоряжением замначальника управления от 13.08.2019 на основании статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации назначено проведение внеплановой выездной проверки общества в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с поступившим обращением.

Принимая во внимание, что основанием для проведения контрольных мероприятий в отношении общества послужило именно обращение гражданина на ненадлежащее исполнение им обязанностей при управлении многоквартирным домом, судебная коллегия соглашается с выводом апелляционного суда об отсутствии у органа лицензионного контроля обязанности по предварительному уведомлению хозяйствующего субъекта о проведении проверки. При этом неверная квалификация апелляционным судом действий управления как осуществленных в рамках жилищного надзора не повлияла на правильность выводов суда в данной части.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 5 Правил N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).

Согласно пункту 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать, в частности, проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем) планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем канализации, устранение протечек, утечек, закупорок, засоров при некачественном монтаже санитарно-технических систем, изучение слесарями-сантехниками систем канализации в натуре и по технической (проектной) документации, контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации.

В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирном доме относится: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.

Таким образом, общество, обслуживая многоквартирный дом и получая в соответствии с договорными обязательствами плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, за невыполнение которых несет ответственность.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

{ Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.05.2020 N Ф03-703/2020 по делу N А73-16503/2019 { КонсультантПлюс } }

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу суды также пришли к выводу о том, что общество не уведомлено надлежащим образом о проведении управлением внеплановой документарной проверки со ссылкой на статьи 11 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Однако судебными инстанциями не учтено, что в соответствии с частью 4.2 статьи 20, а также частью 3 статьи 196 Кодекса в данном случае внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что в данном случае не требовалось предварительное уведомление общества о проведении в отношении него соответствующей проверки.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2017 N Ф08-2145/2017 по делу N А63-2835/2016 { КонсультантПлюс }

Доводы кассационной жалобы о том, что руководитель общества не был уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки, у представителя общества отсутствовала доверенность на участие в проверке, предписание неисполнимо, были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции и суд, ссылаясь на часть 3 статьи 196 ЖК РФ, абзац 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 4 пункта 123 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что порядок проведения проверки инспекцией не нарушен, предписание, обязывающее управляющую организацию принять меры к очистке подвального помещения дома от мусора и к восстановлению поломанных продухов исполнимо.

{ Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.10.2019 N Ф10-4416/2019 по делу N А83-7247/2018 { КонсультантПлюс } }


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.