Вопрос: Можно ли установить требования к качеству упаковки лекарственного препарата при электронном аукционе?

Ответ:

Закон № 223-ФЗ:

Форма и материал упаковки лекарственного средства, а также дополнительные устройства (адаптеры) введения лекарственных препаратов не оказывают влияния на терапевтические свойства лекарственных средств, не являются конкретными показателями товара и устанавливаются производителем.

Таким образом, по мнению ФАС России, установление в документации об аукционе в электронной форме требования к конкретной упаковке лекарственного средства, а также к дополнительным устройствам введения лекарственных препаратов может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.

Во избежание ограничения количества участников закупки ФАС России не рекомендует устанавливать в документации об аукционе в электронной форме требования к лекарственным средствам, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств, такие как форма и материал упаковки, количество единиц (ампул, флаконов, шприцев, таблеток и т.д.) лекарственного препарата в упаковке, требования к конкретной лекарственной форме или объему наполнения флакона, требования к дополнительным устройствам (адаптерам) введения лекарственных препаратов.

Необоснованным также будет требование заказчика о поставке лекарственного препарата в определенной упаковке, поскольку такое требование не основано на законе и необоснованно сужает круг потенциальных участников закупки. Так, в одном деле предметом закупки выступал раствор для внутривенного и подкожного введения в виде ампул, хотя на рынке такой лекарственный препарат обращался с использованием различных упаковок, в том числе в качестве шприцев. При этом какого-либо обоснования поставки лекарства строго в виде ампул (заявки медицинских учреждений на приобретение препаратов с конкретной формой выпуска, сведения о его лучших характеристиках и т.п.) заказчик представить не смог. В связи с этим его действия были расценены как нарушающие п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в котором было установлено требование к описанию объекта закупки (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2016 по делу N А75-4597/2015).

Аналогичного подхода в своей практике придерживается также и антимонопольное ведомство, которое исходит из того, что любые ограничения круга участников закупки должны иметь под собой достаточные и объективные основания (решение УФАС по Владимирской области от 15.08.2017 N Г 798-04/2017). Во всех подобных случаях, когда заказчиком создаются искусственные препятствия в допуске к торгам и допускаются иные нарушения, участник закупки вправе подать жалобу в территориальное подразделение ФАС России в отношении заказчика с целью принятия в отношении его соответствующих мер, а также обжаловать его незаконные действия (бездействие) в судебном порядке.

В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Таким образом, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.

Следовательно, указание государственными и муниципальными заказчиками на необходимость поставки медицинских шприцев в строго определенной упаковке без возможности поставки медицинских шприцев в эквивалентной упаковке может иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки.


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.