ВОПРОС: При реорганизации путем слияния планируется сократить ставки, которые занимают «декретницы». Правомерно ли привлекать работников, которые находятся в декрете, на комиссию по определению преимущественного права оставления на должности? Нужно ли вообще рассматривать эти ставки на комиссии по определению преимущественных прав?

ОТВЕТ: Запрет на увольнение женщин, имеющих детей до трех лет, действует независимо от основания проведения процедуры сокращения. Сам по себе факт проведения процедуры реорганизации в любой форме не является основанием для увольнения в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ.

Отметим, что установленный законом запрет действует независимо от того, находится ли женщина на момент сокращения в отпуске по беременности и родам/по уходу за ребенком или нет. На работающую женщину, имеющую ребенка до трех лет, гарантия, установленная ст. 261 ТК РФ, действует также.

Поскольку Закон не устанавливает каких-либо ограничений в отношении права работодателя определять, какие именно ставки будут рассматриваться на комиссии по оценке преимущественных прав, решение о включении в повестку заседания комиссии вопроса о рассмотрении преимущественных прав «декретниц» принимает работодатель.

Работодатель может сразу исключить из процедуры сокращения ставки, занятые «декретницами» и не рассматривать их на заседании комиссии по преимущественным правам, поскольку гарантия на оставление на работе действует в силу закона и не требует дополнительного документационного оформления. Если работодатель все-таки примет решение о рассмотрении преимущественных прав по «декретным» ставкам, то в результате должно быть оформлено решение комиссии о том, что сокращение этих ставок невозможно по основанию, установленному в ст. 261 ТК РФ, в связи с чем дальнейшие мероприятия по сокращению в отношении этих работников не проводятся, а ставки подлежат включению в новое штатное расписание.

Какой бы способ работодатель не выбрал, юридически значимым фактом будет являться факт расторжения трудового договора по сокращению с такими работниками, а не факт рассмотрения (или нерассмотрения) этих должностей на комиссии. Ответственность работодателя наступает именно в случае неправомерного расторжения трудового договора.

Напомним, что за необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, для работодателя установлена не только административная ответственность, но также может наступать и уголовная ответственность в соответствии со ст. 145 УК РФ.

Работодатель вправе провести сокращение этих ставок по мере истечения срока действия гарантии, т.е. после того, как ребенку исполнится три года.


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.