ВОПРОС: Должно ли вестись аудиопротоколирование при рассмотрении дела об административном правонарушении?

ОТВЕТ: Действующим законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ) ведение аудиопротокола при рассмотрении дела об административном правонарушении не предусмотрено.

Этот вывод подтвержден и судебной практикой (Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2020 N 16-2538/2020, Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2020 N 16-4696/2020, решение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.01.2020 N 7-6/2020). При этом в некоторых судах общей юрисдикции аудиопротоколирование судебных заседаний по делам об административных правонарушениях ведется (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2020 N 16-4071/2020, решение Тамбовского областного суда от 13.07.2020 по делу N 7-227/2020, Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 N 16-3285/2020).

Аудиопротоколы ведутся и при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2021 N Ф02-394/2021 по делу N А78-7331/2020, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2020 N Ф01-15288/2020 по делу N А82-6781/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.11.2019 N Ф05-19772/2019 по делу N А40-10825/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 21.02.2020 N 305-ЭС20-565 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления).

В практике арбитражного судопроизводства также имеется правовая позиция, согласно которой ведение аудиопротоколирования заседания по делу об административном правонарушении положениями КоАП РФ не предусмотрено (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 N 06АП-6695/2020 по делу N А04-7935/2020).

Ведение протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.8 КоАП РФ. Исходя из ч. 1 указанной статьи он составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

Положений об аудиопротоколировании ст. 29.8 КоАП РФ не содержит.

Вместе с тем ведение аудиопротокола при рассмотрении дела об административном правонарушении не исключается, поскольку это согласуется с задачами производства по делам об административных правонарушениях – всесторонним, полным, объективным и своевременным выяснением обстоятельств каждого дела, разрешением его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Тем более что по смыслу ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении без разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В процессуальном законодательстве уже закреплено ведение аудиопротоколирования судебных заседаний в порядке внедрения современных цифровых технологий. Соответствующие требования содержатся в ГПК РФ (ст. 228), АПК РФ (ч. 1 ст. 155), КАС РФ (ст. 204) и УПК РФ (ч. 1 ст. 259). По замечанию председателя Совета судей РФ В.В. Момотова, Верховный Суд РФ поддерживает обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний при производстве по всем категориям дел: оно позволит, с одной стороны, полностью исключить возможность искажения хода судебного разбирательства при составлении протокола, а с другой – снимет с судей и их аппарата избыточную нагрузку, необходимость которой в условиях современных технологий отсутствует (Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание // Журнал российского права. 2018. N 10. С. 134 – 146; 2019. N 12. С. 68 – 89).

В федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 – 2024 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406, сказано, что повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий достигаются в том числе за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний (абз. 19 разд. III).


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.