ВОПРОС: Работник потерял трудовую книжку более 10 лет назад. Нужно ли оформлять дубликат трудовой книжки, или можно выдать новую трудовую книжку,если работник с первого дня хочет написать заявление на ЭТК?

ОТВЕТ: Согласно ст. 65 ТК РФ при приеме на работу работник ОБЯЗАН предоставитьтрудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.

Если работник заявляет, что трудовая книжка ранее оформлялась, но он ее потерял, ему должен быть оформлен дубликат.

Дубликат по новому месту работы можно оформить в случае, если работник предоставит документы, подтверждающие стаж (раздел 7 Постановления Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (ред. от 31.10.2016) "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"). Сведения, содержащиеся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма N СЗИ-5 утверждена Постановлением N 192п), имеют преимущественное значение для установления продолжительности стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (дата регистрации в ПФР будет указана в выписке) и могут лежать в основе оформления дубликата.

Если работник не предоставляет подтверждающие документы, то работодатель не может завести дубликат, т.к. не располагает достаточными доказательствами наличия трудового стажа работника. Но работодатель по письменному заявлению работникавправе завести новую трудовую книжку, полагая, что работник вступает в трудовые отношения впервые и трудового стажа не имеет. Работнику необходимо разъяснить правовые последствия, в том числе, что процентная надбавка ему не будет начисляться с первого дня, и ее надо будет наработать заново.

Далее встает вопрос о необходимости оформления новой трудовой книжки либо дубликата на бумажном носителе при наличии желания работника перейти на ЭТК с первого дня работы.

Отмечу, что в позициях ГИТ имеются разные подходы по схожим вопросам. Так, в ответе от 15.12.2020 ГИТ полагает, чтосначала нужно внести запись о приеме на работу в трудовую книжку, затем работник подает заявление о переходе на ЭТК, после чего кадровик вносит запись о выборе работника в трудовую книжку и выдает ее на руки.

В то же время в мнении ГИТ от 02.03.2020 указано, что если работник в первый день работы выбрал ведение электронной трудовой книжки, то на бумажном носителе работодатель трудовую книжку не ведет.

Такое расхождение мнений обусловлено тем, что в законодательстве этот вопрос не урегулирован. Официальных разъяснений от ПФР и Минтруда также нет.

Полагаю, что в случае, если работник предоставит подтверждающие документы, нужно завести дубликат на бумаге, после чего провести процедуру перехода на ЭТК, в том числе подать СЗВ-ТД по двум кадровым мероприятиям «Прием» и «Выбор ЭТК»,по окончании процедуры выдать дубликат работнику на руки.

Если работник не может подтвердить факт наличия стажа, то можно считать такого работника впервые приступившим к трудовой деятельности, в связи с чем не оформлять трудовую книжку на бумаге, т.к. с 2021 года всем, кто вступает в трудовые отношения впервые, трудовая книжка на бумажном носителе не оформляется. В этом случае достаточно подать СЗВ-ТД по кадровому мероприятию «Прием».

Во избежание риска привлечения к административной ответственности, рекомендуем обратиться в территориальные органы ГИТ и ПФР, которые осуществляют контрольные функции в отношении именно Вашего предприятия.

Также можно рассмотреть вопрос о приме по совместительству. В этом случае трудовую книжку работник не обязан предоставлять.


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.