ВОПРОС: Судебная практика: перерасчет платы...
ВОПРОС: Судебная практика: перерасчет платы за коммунальную услугу ТКО за период временного отсутствия гражданина в жилом помещении.
ОТВЕТ: В системе представлена судебная практика по аналогичным ситуациям как в пользу собственника жилого помещения:
Выдержки из документов:
В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
Норма пп. "г" п. 148 (22) Правил N 354 наделяет потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами правом требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; а норма пп. "д" п. 148 (24) Правил N 354 одновременно возлагает на исполнителя коммунальной услуги корреспондирующую указанному праву обязанность производить в установленном Правилами N 354 порядке перерасчет размера платы, в частности, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Положения пп. "г" п. 148 (22) и пп. "д" п. 148 (24) Правил N 354 получили дальнейшее закрепление и регламентирование в п. 148 (44) Правил N 354, в соответствии с которым при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из норматива потребления (в частности, либо исходя из количества проживающих лиц, либо исходя из площади жилого помещения), коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу нормы п. 148 (29) Правил не предоставляется на общедомовые нужды, в связи с чем истец имеет право на перерасчет размера платы за данную услугу в случае временного отсутствия в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354, независимо от того как рассчитывается норматив потребления (либо исходя из количества проживающих лиц, либо исходя из площади жилого помещения).
Так и судебная практика, где собственнику было отказано:
Выдержки из документов:
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он имеет право на перерасчет размера оплаты за период своего временного отсутствия в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, несостоятельны, поскольку в силу в положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом п. 148(36) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с п. 148 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, вышеназванными правоположениями предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил N 354.
Какого-либо иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.
В рассматриваемом случае, как указано выше в комнате коммунального заселения по адресу: адрес, кв. 14/20, постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Фио, являющаяся единственным собственником названного жилого помещения, постоянно зарегистрирована и проживает по иному адресу.
При этом в силу ч. 11 адресст.155 адреса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Кроме того, п. 56 (2) названных Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При оспаривании данного пункта Правил N 354 Верховный Суд Российской Федерации в решении от дата N АКПИ18-238 признал его соответствующим положениям ч. 11 адресст. 155 адрес Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает, что неиспользование фио жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения фио как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Правила N 354 (п. 148 (44)) дают право потребителю требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов).
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2020 по делу N 2-802/2020, 33-29342/2020 Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги. Требования правообладателей помещений: 1) Об обязании произвести перерасчет платежей и взносов; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О возврате излишне уплаченных денежных средств. Обстоятельства: Истец является собственником комнаты в квартире коммунального заселения. Заявляет, что фактически не проживает в данной квартире, обращалась к ответчику с заявлениями об осуществлении перерасчета, однако ответчик отказался его произвести. Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Разъяснения Верховного суда:
Выдержка из документа:
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Абзац второй пункта 148(30) Правил порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не регламентирует.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.07.2020 N АКПИ20-254
Документы из Информационных Банков:
«1 кассационный округ»
«2 кассационный округ»
«Решения высших судов»
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!