Вопрос: Возможна ли приватизация служебного жилого...
Вопрос: Возможна ли приватизация служебного жилого помещения после перевода его в социальный наем?
Ответ: По общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013):
- Собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника принимает решение о приватизации служебного жилого помещения.
- Служебное жилое помещение находится в здании, которое принадлежало государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и было передано в ведение органов местного самоуправления, то есть в муниципальную собственность. Такие жилые помещения утрачивают статус служебных и вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственности и даты предоставления гражданам на законных основаниях могут быть приобретены ими в собственность в порядке приватизации.
При этом необходимо учитывать, что принятие соответствующего решения - право, а не обязанность собственников помещений.
Порядок приватизации
Для приватизации служебного жилого помещения, переданного в муниципальную собственность (на примере г. Москвы), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите, имеются ли условия для заключения договора социального найма.
По общему правилу граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до 01.03.2005, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений (ст. ст. 1, 13 Закона N 189-ФЗ).
В г. Москве договоры социального найма заключаются, как правило, с гражданами в отношении занимаемых ими жилых помещений при наличии следующих условий (ст. 1 Закона N 189-ФЗ; п. п. 1, 1.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП):
граждане проживают в жилых помещениях, предоставленных им или умершим членам их семьи до 01.03.2005 в качестве служебных жилых помещений;
граждане или умершие члены их семьи проработали в организациях (на предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета г. Москвы, государственных внебюджетных фондов, не менее 10 лет.
Кроме того, договоры социального найма могут быть заключены с гражданами (членами семьи умерших граждан), проработавшими в указанных выше организациях менее 10 лет, но только в следующих случаях (п. 3 Положения, утв. Постановлением N 711-ПП):
увольнение работника в связи с выходом на пенсию по старости;
получение работником инвалидности I или II группы, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
смерть работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилого помещения;
увольнение работника в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Шаг 2. Обратитесь к собственнику для заключения договора социального найма.
В г. Москве государственную услугу по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма предоставляет Департамент городского имущества г. Москвы. Подать заявление с необходимыми документами можно через любой МФЦ либо в электронной форме через личный кабинет Портала госуслуг г. Москвы (при наличии полного доступа к личному кабинету) (п. п. 2.1, 2.3.2, 2.4.1, 2.4.1.1, 2.4.3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП).
Если в заключении договора социального найма вам отказано, переходите к шагу 4.
Шаг 3. Обратитесь к собственнику для заключения договора передачи помещения в собственность.
Государственную услугу по приватизации жилых помещений жилищного фонда г. Москвы также предоставляет Департамент городского имущества г. Москвы.
Прием документов, обеспечение подписания заявителем проекта договора, выдача договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо решения об отказе осуществляются при личном обращении в любой МФЦ г. Москвы либо через личный кабинет Портала госуслуг г. Москвы (п. 4.2.69 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП; п. п. 1.3, 2.1, 2.3.1, 2.4.3 Приложения 5 к Постановлению N 521-ПП).
Максимальный срок для заключения договора передачи жилого помещения в собственность граждан составляет 46 рабочих дней (два месяца) со дня регистрации соответствующего запроса (заявления) (ст. 8 Закона N 1541-1; п. п. 2.7.1.1, 2.7.2 Приложения 5 к Постановлению N 521-ПП).
Шаг 4. Обратитесь в суд за защитой своих прав.
В зависимости от обстоятельств дела вы вправе, в частности, просить суд обязать орган местного самоуправления заключить с вами договор социального найма либо признать право собственности в порядке приватизации.
Для разрешения судебного спора необходимо в том числе собрать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, например подтверждающие законность проживания в спорном жилье (служебный ордер о заселении, выписку из домовой книги с указанием зарегистрированных лиц и др.), а также раскрыть доказательства, на которые вы ссылаетесь, перед другими участвующими в деле лицами (ст. 55, ч. 1, 3 ст. 56, ст. 132 ГПК РФ).
Суды, как правило, разрешают подобные споры в пользу граждан (Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Документы из Информационных Банков:
«Юридическая пресса»
Ситуация: Как приватизировать служебное жилое помещение? ("Электронный журнал "Азбука права", 2022)
«Красноярский край»
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!