Вопрос: Какие расходы могут признать неэффективным использованием бюджетных средств?

Ответ: Понятие "неэффективное использование бюджетных средств" законодательно не определено, поэтому проверяющие оценивают наличие этого нарушения в основном исходя из опыта предыдущих контрольных мероприятий.

По отдельным направлениям, финансируемым за счет бюджетных средств, имеются показатели, по которым должна проводиться оценка эффективности. Например:

оценку эффективности использования бюджетных средств, направленных на господдержку инновационной деятельности, проводят на основании ст. 16.5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ (п. 2 ст. 160.3 БК РФ, п. 61 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 29.12.2017);

установлены показатели эффективности использования средств при реализации отдельных ФЦП, в частности в Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 350.

На практике неэффективное использование бюджетных средств фиксируют, если:

1) приобретены товары (работы, услуги) по завышенным ценам или ненадлежащего качества. В основном это связано с нарушением положений Закона N 44-ФЗ, в котором также закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Например, проверяющими может быть выявлено следующее:

- укрупнение лота привело к тому, что количество участников закупки было ограничено и в результате приобретены товары дороже их среднерыночной стоимости у профильных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N ОГ-Д28-11108);

- учреждение формально выполнило требования о направлении запроса на предоставление ценовой информации пяти потенциальным поставщикам, но все запросы направлены аффилированным лицам или поставщикам, для которых деятельность не является профильной, а в результате этого цена контракта оказалась существенно завышенной;

2) израсходованы средства на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного (Представления Счетной палаты РФ от 08.12.2017 N ПР 09-304/09-03 (п. 2.4), от 17.10.2016 N ПР 02-257/02/2-05 (п. 4.4), от 31.05.2016 N ПР 02-142/07-03 (п. 1));

3) оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, а сами работы (строительство, ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, не запланированы и (или) не начаты (длительное время);

4) в полном размере израсходованы средства на ремонт здания, которые были запланированы в бюджетной смете. Однако работы выполнены в меньшем объеме, чем указывали при обосновании бюджетных ассигнований;

5) допущено расходование средств, которого можно было избежать. Например, учреждение оплатило судебные расходы за счет бюджетных средств. Проверяющие выявили, что эти расходы возникли из-за ненадлежащего исполнения работниками учреждения своих обязанностей, поэтому квалифицировали расходы как неэффективное использование бюджетных средств;

6) израсходованы средства по договорам аренды имущества на сумму, превышающую его рыночную стоимость. При приобретении оборудования мог быть использован меньший объем средств, чем при его аренде (Письмо ФФОМС от 20.05.2014 N 2635/101 "Об эффективности использования бюджетных средств").

Обратите внимание: контролирующие органы должны доказать, что у учреждения при совершении конкретной операции была возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата, но этого не было сделано. Только в таком случае расходование бюджетных средств можно считать неэффективным (п. 23 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, п. 61 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 29.12.2017).

Поэтому если в акте проверки нет четкого обоснования выявленного факта неэффективного использования бюджетных средств, то результаты проверки вы можете оспорить (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 308-КГ18-519 по делу N А53-32264/2016).


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.