Вопрос: Начальника отдела кадров юридического лица можно отнести к должностному лицу для привлечения к административной ответственности?

Ответ:

Вопрос о том, является ли руководитель кадровой службы должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, и, в силу указанного, субъектом административной ответственности, в судебной практике решается неоднозначно.


Так, ряд судов приходят к выводу, что руководитель кадровой службы (или иной работник, выполняющий обязанности по ведению кадровой службы организации) может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной, например:

а) ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

б) ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ - за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

в) ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ - за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства;

г) ст. 19.29 КоАП РФ - за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Источник: "Материальная, дисциплинарная, административная: что нужно знать об ответственности работника" (Чистякова Л.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)


Понятие должностного лица для целей административной ответственности предусмотрено в ст. 2.4 КоАП РФ. Под должностным лицом согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. (абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Таким образом, организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Указанные полномочия возлагаются прежде всего на руководителя организации (генерального директора, президента, т.д.) (п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ, п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона N 208-ФЗ).

Источник: гл. 3, "Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства" (Чистякова Л.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)


Герголенко Надежда Анатольевна,
эксперт по правовым вопросам «Линии консультаций»


Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.