Вопрос: При обжаловании постановлений...
Вопрос: При обжаловании постановлений по делам об административном правонарушении допускается ли объединение нескольких постановлений в рамках одного заявления об оспаривании?
Ответ:
В Определении КС РФ от 28.12.2021 N 2953-О указано, что статья 30.2 КоАП РФ, определяя порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, как и другие положения Кодекса, регламентирующие пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, исходит из того, что на каждое постановление по делу об административном правонарушении подается самостоятельная жалоба.
Такое регулирование исключает возможность неоднократного привлечения к административной ответственности за различные эпизоды одного длящегося административного правонарушения. Сама же по себе возможность подать жалобу только на одно постановление по делу об административном правонарушении отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых, в частности, относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП РФ). При этом возврат жалобы в связи с нарушением установленного порядка подачи жалобы не препятствует повторной подаче жалобы в предусмотренный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
Содержание статьи 208 АПК РФ совпадает с положениями статьи 30.2 КоАП РФ, устанавливающей порядок подачи жалобы на постановление административного органа.
Таким образом, буквальное толкование статьи 208 АПК РФ (с учетом анализируемого Определения КС РФ) позволяет сделать вывод о том, что предметом заявления может являться только одно решение административного органа о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу части 1 статьи 189 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным этим Кодексом.
В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и Федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных АПК РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", на основании части 1 статьи 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, то есть в случае, если в предмет доказывания по каждому требованию входят одни и те же обстоятельства. При этом в силу пункта 5 части 2 статьи 125 АПК РФ истец обязан указать обстоятельства, на которых основано каждое из требований, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. В случае нарушения истцом правил соединения требований в одном заявлении арбитражный суд вправе выделить требования, если для этого имеются условия, предусмотренные частью 3 статьи 130 АПК РФ.
Имея в виду, что АПК РФ, в отличие от КоАП РФ, допускает возможность соединения в одном заявлении нескольких требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, не предусматривая каких-либо исключений для дел об оспаривании решений административных органов, полагаем, что правовая позиция, изложенная в Определении КС РФ от 28.12.2021 N 2953-О, не должна применяться при рассмотрении дел в порядке главы 25 АПК РФ.
В пользу такого подхода можно сослаться и на сохраняющую силу правовую позицию, выраженную в пункте 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, согласно которой предусмотренное частью 2 статьи 130 АПК РФ право арбитражного суда объединить несколько дел в одно производство для их совместного рассмотрения может быть реализовано и в отношении дел об административных правонарушениях.
Источник: Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы) (Ячменев Г.Г.) ("Арбитражные споры", 2022, N 2)
Документы из Информационных Банков:
«Юридическая пресса»
Герголенко Надежда Анатольевна,
эксперт по правовым вопросам «Линии консультаций»
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!