ОТВЕТ: Работодателям следует учитывать административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), а также за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ):

Лица, на которых возлагается ответственность

Правонарушение

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выразилось в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ)

Действия (бездействие), указанные в ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, или в период карантина, либо невыполнение в срок выданного в эти периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ)

Действия (бездействие), указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть человека, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ)

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ)

Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ)

Должностные лица

Предупреждение или штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб.

Штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб.

Штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Предупреждение или штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб.

Штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Предупреждение или штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Предупреждение или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридические лица

Предупреждение или штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Предупреждение или штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе должностные лица, которые указаны:

  • в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р (п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020));
  • перечнях должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа госвласти) субъекта РФ (ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)). Например, в Москве такой перечень есть в Указе Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ.

Верховный Суд РФ разъяснил в Обзоре среди прочего особенности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, а также отдельные вопросы применения ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Ответственность работодателя за неотстранение от работы (за допуск к работе) работников, прибывших на территорию РФ, может наступить по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что работника необходимо отстранить от работы (не допускать к работе) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 7, 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ограничения допуска к работе из-за угрозы распространения коронавируса (COVID-19) могут устанавливаться, в частности, на уровне субъектов РФ (пп. "у", "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, пп. "г" п. 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794)). Например, в Москве некоторых работников запрещено допускать на рабочее место и (или) территорию организации в соответствии с п. 11.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ.

Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или штрафа:

  • от 1 тыс. до 5 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 30 тыс. до 50 тыс. руб. - для юридических лиц.

За повторное аналогичное правонарушение лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. В этом случае ему грозит:

  • дисквалификация на срок от одного года до трех лет или штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - для индивидуальных предпринимателей;
  • штраф от 50 тыс. до 70 тыс. руб. - для юридических лиц.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или создавшее угрозу наступления таких последствий, предусмотрена уголовная ответственность. За такое преступление к нарушителю может быть применен один из следующих видов наказаний (ч. 1 ст. 236 УК РФ):

  • штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет;
  • ограничение свободы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

Верховный Суд РФ разъяснил, как применять оценочные критерии состава преступления из ч. 1 ст. 236 УК РФ (Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)).

Так, например, при решении вопроса об отнесении заболевания к массовому оценивается не только количество заболевших, но и тяжесть заболевания. Для определения масштабов заболевания суд может привлечь соответствующих специалистов.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу массового заболевания (отравления), может наступать только в случае реальности такой угрозы. То есть когда угроза массового заболевания (отравления) действительно возникла по вине обвиняемого лица, но такого массового заболевания (отравления) не случилось лишь в результате вовремя принятых органами власти, медработниками и другими лицами мер по его предотвращению, или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего правила.

Если нарушение указанных правил повлекло по неосторожности смерть людей, за это предусмотрены более серьезные санкции. Например, если погибло более одного человека, к нарушителю будет применено наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет или в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет (ч. 2, 3 ст. 236 УК РФ).

Верховный Суд РФ также разъяснил, как разграничить составы правонарушений по ч. 2 ст. 236 УК РФ и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ (Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)).

Ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ применяется, только когда действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Поскольку за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена ответственность как за уголовное преступление, в случае смерти человека в результате действий (бездействия) виновного применяется ч. 2 ст. 236 УК РФ.

Если в результате действий (бездействия) причинен вред здоровью человека (или нескольких человек), то содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ (при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст. 236 УК РФ, т.е. когда не установлено наличие массового заболевания (отравления) либо создание его угрозы.

На региональном уровне существуют свои положения об ответственности.

Например, в Москве установлена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. На должностное лицо за данное нарушение будет наложен штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а на юрлицо - от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы). Повторное правонарушение повлечет наложение штрафа для должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 3 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Документы из Информационного Банка:

«Российское законодательство»

Справочная информация: "Ответственность за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом (COVID-19)" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) КонсультантПлюс

Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях КонсультантПлюс

Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!


Отправляя форму, Вы принимаете Cоглашение и подтверждаете Ваше Согласие на обработку персональных данных.