Прямая линия «ГОСЗАКАЗ»: вопросы-ответы!
5 сентября «ИСКРА» провела Прямую линию по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд.
На вопросы отвечала ХОМЕНКО Елена Михайловна, главный специалист – эксперт отдела информатизации и контроля рекламы УФАС по Красноярскому краю.
Опубликованы ответы на наиболее интересные вопросы:
Ответ: В том случае если номер по условиям контракта не поименован в качестве объема, то возможность, предусмотренная ст. 95 44-ФЗ и, вероятно, предусмотренная контрактом, 10%-го увеличения либо уменьшения объема соответственно пропорционально увеличению или уменьшению цены контракта в данном случае для заказчика не подходит. С другой стороны, мы докупаем номер – у нас увеличивается объем. У нас увеличивается и количество минут, которое заложено в контракте. В таком случае заказчик может рассмотреть возможность заключения нового контракта с количеством минут, с новым номером.
Ответ: Правоприменительная практика текущего года Красноярского УФАС России показывает, что федеральные казенные учреждения проводят закупки по 44-ФЗ. Красноярское УФАС России не располагает информацией о том, что такие учреждения перевели на 223-ФЗ, как, например, ГУПы и МУПы
Ответ: Красноярское УФАС России не располагает информацией о том, что федеральные казенные учреждения прекратили проводить закупки по 44-ФЗ
Ответ: При описании объекта закупки заказчику необходимо использовать правила, предусмотренные ст. 33 44-ФЗ. Иными словами, описание объекта закупки является отражением фактической потребности заказчика, обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета. Законодатель предусматривает запрет на включение в описание объекта закупки товарных знаков и иных условий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. При этом законодатель допускает использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Аналогичные правила были внесены в 223-ФЗ, однако на сегодняшний момент Красноярское УФАС России не располагает практикой применения указанных новелл при рассмотрении жалоб на проведение торгов заказчиками по 223-ФЗ. Вместе с этим, при рассмотрении жалоб, поданных в порядке 44-ФЗ, на действия заказчиков, связанные с тем или иным включением в описание объекта закупки товарных знаков, сопровождаемых или не сопровождаемых словами «или эквивалент», Красноярское УФАС России учитывает в том числе цель, ради которой заказчик проводит закупку (конечный результат). Иными словами, при оценке правомерности формирования заказчиком описания объекта закупки учитывается в том числе фактическая потребность заказчика, возможность или невозможность ее удовлетворения эквивалентами по отношению в данном случае к программным продуктам, используемым заказчиком.
Ответ: В силу распределения полномочий по контролю в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 44-ФЗ, сферы планирования (в том числе формирование планов-графиков), нормирования, обоснования начальных (максимальных) цен контрактов не относятся к компетенции ФАС России и ее территориальных органов. Вместе с этим, исходя из положений 44-ФЗ, можно предположить, что в случае если у заказчика образовалась экономия в конце года, которую он имеет возможность израсходовать на удовлетворение какой-либо своей потребности (в случае ее наличия), то он имеет возможность своевременно внести изменения в план-график закупок путем внесения туда информации о планируемой закупке, обеспеченной за счет сэкономленных средств бюджета. В свою очередь, неизрасходованные средства вернутся в бюджет.
Ответ: При формировании лота (предмета закупки) заказчику необходимо исходить не только из общих принципов 44-ФЗ, но и из антимонопольных требований к проведению торгов, заложенных в ст. 17 135-ФЗ, как то, например, запрет на включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Необходимо также учитывать, что как объект закупки, так и его описание является отражением фактической потребности заказчика. Не стоит забывать о правилах описания объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ). Кроме того, формируя лот, заказчику необходимо обосновать начальную (максимальную) цену контракта, что производится, чаще всего методом анализа рынка, в данном случае продуктов питания. При этом, ст. 22 44-ФЗ оперирует такими понятиями, как идентичность товаров, одноименность товаров. Следовательно, заказчику при формировании лота также стоит учитывать одноименность включаемых в лот продуктов питания при соблюдении принципов ценовой и неценовой конкуренции участников закупки, заложенных в ст. 8 44-ФЗ.
Ответ: В случае поступления в контролирующий орган жалобы по 44-ФЗ от участника закупки на неправомерные, по его мнению, действия заказчика, объединившего в один лот разноименные продукты питания, что, по мнению подателя жалобы, повлекло ограничение конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу Комиссия контролирующего органа имеет возможность оценить как доказательную базу, представленную подателем жалобы, в подтверждение заявленного им довода об ограничении конкуренции, так и доказательную базу, представленную заказчиком, в обоснование правомерности сформированного им лота. В данном случае можно говорить о состязательности и степени обоснованности аргументов сторон, которые будут оценены Комиссией контролирующего органа при рассмотрении жалобы по существу. Исход рассмотрения предположить, на самом деле, невозможно. Это зависит от конкретной ситуации.
Ответ: Из совокупности процедуры одностороннего отказа, которая предусмотрена ст. 95 44-ФЗ, следует, что в случае если первичное решение об одностороннем отказе имело место, то на заказчика в полном объеме распространяется правило, которое предусмотрено ч. 14 ст. 95 44-ФЗ, о необходимости отмены такого решения в том случае, если нарушение, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе, было ликвидировано поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик обязан это сделать, в этой части изъятия в 44-ФЗ нет. Исходя из формулировки вопроса, первичного одностороннего отказа не было. Если все-таки заказчик проводит первичную процедуру одностороннего отказа, то правило об отмене действует в полном объеме. Изъятие предусмотрено только в том случае, если заказчиком принимается повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ответ: Действия комиссии по осуществлению закупок строго формализованы 44-ФЗ, комиссия обязана проверять заявки на предмет соответствия фактическим требованиям документации закупки. В случае если показатели, указанные в заявке участника закупки, не соответствуют условиям аукционной документации, т.е. фактической потребности заказчика, то заявка подлежит отклонению от участия в закупке. Проводить проверки на предмет правомерности обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, ее формирования уполномочены соответствующие органы финансового контроля в силу ст.99 44-ФЗ.
Ответ: В данном случае необходимо исходить из буквального толкования пункта п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, который предусматривает возможность проведения закупок у единственного поставщика учреждениями культуры с определенными уставными целями, а также иными учреждениями, перечень которых прямо поименован в этом пункте. Если вы как учреждение не относитесь ни к одной, ни к другой категории учреждений, то этот пункт для вас неприменим. Что касается ОКВЭДов, то в п. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ конкретно про это не сказано, говорится только про уставные цели. Чтобы применять данный пункт для проведения закупок у единственного поставщика, необходимо быть одной или другой категорией учреждений.
Ответ: Случаи для внесения в РНП предусмотрены ч. 2 ст. 5 223-ФЗ. За рамками указанных случаев у антимонопольного органа отсутствуют основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков, и таких оснований предусмотрено в 223-ФЗ два: во-первых, если поставщик уклоняется от заключения контракта, во-вторых, если есть решение суда о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом исполнил или исполняет контракт. Иных оснований в законе не предусмотрено. Таким образом, если заказчик понимает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом исполняет условия контракта, на претензии не отвечает, штраф не оплачивает, то заказчик имеет возможность обратиться с соответствующими требованиями в Арбитражный суд Красноярского края. В случае получения заказчиком судебного акта, подтверждающего ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, заказчик имеет возможность обратиться в антимонопольный орган с заявлением о включении в РНП, с приложением соответствующего судебного акта, что образует основание для включения сведений о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
Ответ: Случай заключения контракта по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ предусматривает такое необходимое условие, как осуществление закупки товара, работы или услуги, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария. При этом заказчик поясняет, что «ХХХХХ» такого статуса не имеет. Если мы обратимся к п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то им предусмотрен случай заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Исходя из сведений заказчика, «ХХХХХ» такого статуса не имеет. Красноярское УФАС России не имеет информации об изменениях в этом направлении. Таким образом, учитывая ситуацию, описанную заказчиком, у него отсутствуют основания для заключения контракта с «ХХХХХ» как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании случаев, предусмотренных пп.1 и 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.