Что у нас с машино-местом? Спрашивали — отвечаем

30.08.17 в 20:58

Что такое машино-место?

До вступления в силу Закона № 315-ФЗ понятие «машино-место» отсутствовало в нормативных актах как таковое. Вместе с тем машино-места как части зданий и помещений давно являются предметом сделок в строительном, девелоперском, арендном бизнесе.

Вопрос о разделе машино-мест зачастую всплывал в рамках инвестиционных договоров, а также при реализации вновь созданных объектов.

Машино-место это предназначенная для размещения транспортных средств часть зданий или сооружений, помещений, индивидуально-определенная, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

С машино-местами не надо путать автопарковочное место, которое является частью улично-дорожной сети и размещается в границах дворов многоквартирных домов, следовательно, не является объектом недвижимости, вследствие чего не может выступать предметом какого-либо договора (купли-продажи, аренды и т. п.).

Возможно ли оформить права на машино-место?

Да, на сегодняшний день в силу изменений, внесенных в ГК РФ, машино-место является самостоятельным объектом недвижимости, права на которое могут быть оформлены в установленном порядке. Следовательно, их можно сдавать в аренду, дарить, продавать, передавать по наследству, а также машино-место может выступать предметом ипотеки.

Как определить границы машино-места?

Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане здания, сооружения или соответствующего этажа здания или сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Границы машино-места могут определяться специальными метками на полу, а также путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иным способами).

Также приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 г. № 792 определены минимальные размеры машино-места, которые составляют 5,3 х 2,5 м, и максимальные – 6,2 х 3,6 м. Однако к уже внесенным в ЕГРН объектам недвижимости, которые соответствуют характеристикам машино-места, данные требования не применяют.

Какие документы являются основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на машино-место?

Основанием для государственного кадастрового учета в отношении вновь созданного машино-места является технический план, подготовленный кадастровым инженером в результате проведения кадастровых работ. Он составляется исходя из сведений, указанных в разрешении на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в которых расположено машино-место.

При этом необходимо отметить, что в целях обеспечения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на машино-место до ввода в действие новых XML-схем, в орган регистрации прав необходимо предоставлять технический план, подготовленный с использованием размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет XML-схемы, необходимой для подготовки технического плана помещения.

Основанием же государственной регистрации прав в этом случае являются правоустанавливающие документы на объект (машино-место), например, договор долевого участия на объект недвижимости, договор уступки права требования, договор купли-продажи, договор дарения и др.

Каким образом осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на машино-места?

Статьей 40 Федерального закона № 218-ФЗ по машино-местам предусмотрен порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности как при одновременном осуществлении этих действий относительно машино-мест во вновь созданных зданиях и сооружениях, так и на объекты в зданиях, сооружениях, право собственности на которые уже зарегистрировано.

В первом случае, государственный кадастровый учет может быть осуществлен одновременно на все машино-места в случае представления заявителем технического плана вновь созданного здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Во втором случае, государственный кадастровый учет машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест.

В каких случаях может быть отказано в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на машино-место?

Согласно положениям пунктов 52-53 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ заявителям может быть отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на машино-место, в случае если границы частично или полностью совпадают с границами другого помещения или другого машино-места и в случае если площадь образуемого машино-места или машино-места, которое в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать минимальным и (или) максимально допустимым размерам машино-места.

Что делать собственникам, чьи права на машино-места были зарегистрированы до 01.01.2017 г.?

Объекты недвижимости, внесенные в ЕГРН и отвечающие требованиям и характеристикам машино-мест, признаются таковыми без внесения каких-либо изменений в соответствующие записи ЕГРН в отношении этих объектов.

При этом правообладатели таких машино-мест вправе подать заявление в орган регистрации прав для изменения сведений об их объектах, которые указаны в качестве помещений как машино-мест.

Собственники долей в праве общей собственности на здание (помещение), предназначенное для размещения транспортных средств, могут осуществить выдел в натуре своих долей и зарегистрировать право собственности на машино-места. Для этого им необходимо произвести кадастровый учет и подтвердить свое право на конкретное машино-место, предоставив соответствующее соглашение или решение общего собрания сособственников, которым определен порядок пользования зданием (помещением). Если такого соглашения (решения) нет, потребуется получить согласие иных участников долевой собственности для выдела своей доли.

Вместе с тем до прекращения права общей долевой собственности на помещение собственник машино-места имеет право пользования имуществом, оставшимся после выдела машино-места и необходимым для прохода или проезда к машино-месту, и несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем до выдела машино-места.

Целесообразно отметить, что поскольку ранее было зарегистрировано право общей долевой собственности на нежилое помещение, то снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации права на нежилое помещение необходимо осуществлять одновременно в отношении всех машино-мест на основании соответствующих заявлений о государственной кадастровом учете и государственной регистрации прав всеми собственниками.

Ведущая рубрики:
Елена Александровна Кац,
начальник отдела правового
обеспечения Управления
Росреестра по Красноярскому
краю, к.ю.н.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ

12 сентябряОнлайн-конференция «Контрактная система в сфере закупок: практика, рекомендации, анализ нововведений»
22 сентября Спецкурс «Договорное право: актуальные позиции судов»
26 сентябряСеминар-практикум: «Основные виды финансово-хозяйственных договоров. Налоговые последствия договорной работы»

ПОЛЕЗНЫЕ ВИДЕОСЕМИНАРЫ

Реестр доверенностей: практическое применение
Порядок увольнения работников госучреждений
Новый закон о регистрации недвижимости: практические вопросы
Оплата труда в бюджетных и казенных учреждениях