МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

12.04.18 в 10:25

Минкина Наталья Ильинична, кандидат юридических наук,
доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин
Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Барнаул.


В статье дается основная характеристика медиации в сфере здравоохранения как способа защиты прав, раскрываются возможности ее применения. В ходе авторских рассуждений анализируется законодательство о медиации и практика примирения. Обосновывается эффективность использования процедуры медиации по сравнению с разрешением спора в судебном порядке.


Не вызывает сомнений, что жизненно важные вопросы любого человека, особенно касающиеся семейных и трудовых отношений, охраны и сбережения здоровья, являются не просто первостепенными и архиважными, они, как правило, способны легко вызывать излишние человеческие эмоции. Видимо, по данной причине перечисленные сферы нередко сопровождаются недовольством людей и характеризуются высоким уровнем конфликтности.

На этом основании вполне оправданно в литературе уделяется внимание исследованиям по взаимодействию пациента и медицинского работника. Конфликты между указанными субъектами отношений сегодня по-прежнему остаются одной из сложных проблем в широком спектре правоотношений, возникающих в области здравоохранения. В основе таких конфликтов лежат столкновения взглядов, интересов и целей, а также способов их достижения. Нередко именно ненадлежащее оказание медицинской помощи (в его субъективной интерпретации) становится причиной конфликта, инициируемого пациентом, что, как одна из сложных проблем, нуждается в своем адекватном разрешении.

Останавливаясь подробно на обозначенных вопросах, обратимся к Конституции РФ. Как известно, в ст. 7 Основного Закона наше государство провозгласило себя социальным, направив политику среди прочего на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человеку, одновременно предоставляя определенные гарантии социальной защиты. В частности, в ст. 41 гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь в качестве неотъемлемого конституционного права граждан. При этом в ст. 45 закрепляется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, включая распространенную на сегодняшний день судебную защиту (ст. 46).

В то же время намеренно оставленный законодателем открытым перечень способов защиты прав предоставил россиянам новые возможности в свете принятия Федерального закона от 27.10.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в ред. от 02.07.2013 и 23.07.2013) (далее - Закон о медиации). В настоящее время медиация постепенно приобретает востребованность как способ защиты прав. Тернистый путь ее становления как социального института в стране подтверждается слабым общественным пониманием, в т.ч. со стороны медицинского сообщества, и, как следствие, медленным развитием.

В рамках научного поиска эффективного способа преодоления конфликтов в сфере здравоохранения в современной специальной литературе можно встретить два основных мнения. Первое основано на необходимости наиболее глубокого изучения судебного способа разрешения споров, возникающих в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи <1>, в связи с чем приоритет отдается защите прав в суде по сравнению с существующими альтернативными способами защиты.



<1> Ефимова Ю.В. К вопросу о понятии медицинских споров // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. N 2. С. 55.

Другой же научный взгляд сводится к тому, что система здравоохранения нуждается в медиации. В частности, такая позиция обосновывается в ряде работ у Ц.А. Шамликашвили, П.Б. Поликарпова и Д.А. Чхартишвили. Кроме того, следует заметить, что такая необходимость нередко находит свое подтверждение в результатах социологических опросов, свидетельствующих о готовности медицинских работников применять медиацию. Информацию о возможностях применения медиации в сфере здравоохранения и в спорах между врачами и пациентами можно встретить на официальных сайтах различных центров медиации и права, функционирующих в субъектах РФ. Дополнительно могут проявлять инициативу медицинские сообщества, к примеру, при НП "Медицинская Палата Ульяновской области" создан Центр медиации (досудебного урегулирования споров) <2>.


<2> Права пациентов и медицинских специалистов Ульяновской области будет защищать Центр медиации.


Таким образом, становится очевидной социальная потребность в расширении и конкретизации сфер применения института медиации в отличие от законодательной позиции, отраженной в ст. 1 анализируемого Закона. А это, в свою очередь, позволяет говорить о перспективности применения медиации в сфере регулирования различных общественных отношений, и здравоохранение является "молодой" сферой для деятельности медиаторов.


Офлайн-версия Статья: МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Онлайн-версия Статья: МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ