​Актуальные вопросы природоохранного законодательства

28.06.17 в 21:11

В адрес газеты «Правовое обозрение» регулярно поступают вопросы от читателей, связанные с негативным воздействием на окружающую среду. Благодарим руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю КАЛИНИНА Андрея Викторовича, который согласился предоставить разъяснения и внес ясность в неурегулированные вопросы законодательства.

— Имеется ли у Предприятия обязанность предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и внесения платы, учитывая то, что все объекты относятся к объектам исключительно IV категории?

— В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

C какого момента фактически возникло отсутствие обязанности платить за негативное воздействие для объектов нашего Предприятия, если мы не относимся к лицам, обязанным вносить плату (с 01.01.2016 года или с момента присвоения объектам категории)?

— Руководствуясь п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее объекты НВОС), подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 (далее – Критерии), то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Необходимо отметить, что образование отходов, их транспортировка и накопление в соответствии с Критериями, не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, но вносит плату за размещение отходов как образователь отходов.

— В случае если Предприятие обязано вносить плату за негативное воздействие, существует ли обязанность вносить плату за отходы, переданные с переходом права собственности?

— Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.

В случае если в договоре дарения, продажи и ином договоре предусмотрен переход права собственности на образованные отходы к другому лицу, то плату за размещение осуществляет лицо, в собственности которого находятся отходы.

В случае если вопрос собственности на образованные отходы не урегулирован в договоре, то обязанность по плате за НВОС остается за образователем отходов.

— Обязаны ли специалисты Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю дать письменный ответ на заявление о зачете сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду и в какой срок?

— Процедура зачета (возврата) платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм платы осуществляется по письменным заявлениям (с приложением документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.

При этом при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм платы оформляется только после зачета сумм излишне уплаченной платы в счет погашения задолженности, пеней, начисленных на сумму задолженности.

Зачет (возврат) осуществляется после проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду на правильность исчисления платы, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления Росприроднадзором.

— Обязаны ли специалисты Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю вернуть подписанный акт совместной сверки расчетов суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и в какой срок?

— Акт сверки взаиморасчетов составляется по форме, рекомендованной Росприроднадзором, с содержанием обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Акт сверки взаиморасчетов предоставляется согласно срокам, установленным для рассмотрения письменных обращений – установлены ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». После подписания обеими сторонами, 1 экземпляр направляется в адрес плательщика платы за НВОС.

— Каким документом оформляется решение Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю о проведении зачета и в каком порядке данный документ направляется предприятию?

— Форма решения о зачете рекомендована Письмом Росприроднадзора от 27.03.2017 г. № АА-06-02-36/6198 «О формах документов». Решение направляется письмом в адрес природопользователя.

— По итогам 2016 года допущена переплата. Должно ли Предприятие в 2017 году уплачивать квартальные авансовые платежи исходя из сумм, фактически уплаченных за предыдущий год в соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» или перечислять суммы платы, рассчитанной исходя из сумм, фактически уплаченных за 2016 год за минусом переплаты?

— Согласно ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Исключение составляют субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ответ на каждый вопрос носит относительный характер и не является руководством к действию. Чтобы получить исчерпывающие разъяснения на каждый вопрос данного интервью, необходимо располагать всей документацией по каждой конкретной ситуации.

Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю проводят регулярные консультации, на которых всегда подскажут, нужно ли подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду конкретному предприятию.

Предварительная запись на консультацию обязательна,

телефон 8 (391) 252-29-00.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ

6 июля - Экспресс-вебинар «Онлайн кассы: последние изменения законодательства. Первый опыт работы»

18 июля Семинар-тренинг «Отпуска: кому, сколько и почем»

13 июля Семинар-тренинг «Основные средства: учет и налогообложение в 2017 году»

20 июля Семинар-тренинг «Учет автотранспорта: ремонт, топливо, «Платон»

3 августа - Экспресс-вебинар «Летние изменения налогового законодательства: обзор применения» В подарок клиентам компании «ИСКРА»!


ПОЛЕЗНЫЕ ВИДЕОСЕМИНАРЫ

Подача уточненной декларации по НДС и пояснений к отчетности

Учет резерва по сомнительным долгам

Применение бюджетной классификации в 2017 году