20 июня 2018

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
(ПО СТ. 29 НК РФ)

1. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ НАЛИЧИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДОВЕРЕННОСТИ

1.1. Достаточно ли гражданско-правового договора, которым предусмотрено, что одна сторона представляет интересы другой стороны в налоговых правоотношениях, для наделения лица полномочиями представлять интересы налогоплательщика? Обязательно ли оформлять доверенность (ст. 29 НК РФ)?

Согласно п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Официальной позиции нет.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ. В связи с принятием упомянутого выше Постановления утратило силу Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, в котором содержались подобные разъяснения.

Есть судебные акты, в которых указано, что соответствующие полномочия поверенного по договору поручения должны быть оформлены доверенностью. Данные выводы основаны на положениях утратившего силу Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Подробнее см. документы

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 4)

Суд указал следующее. В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет полномочия на основании доверенности, выдаваемой в установленном гражданским законодательством порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Договор доверительного управления не является достаточным для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия должны быть оформлены с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ.

При этом отмечено, что судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него Налоговым кодексом РФ (например, ст. ст. 174.1, 214.1, 214.4, 275).


Обратите внимание! Есть документы, в которых содержатся выводы, основанные на положениях Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, утратившего силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.


Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2009 по делу N А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188 (Определением ВАС РФ от 31.03.2010 N ВАС-3159/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд, руководствуясь п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, указал, что если исполнитель по договору поручения представляет интересы доверителя в сфере налогообложения, то соответствующие полномочия исполнителя должны быть оформлены доверенностью.



Онлайн-версия: Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ
Офлайн-версия: Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ
Похожие новости
Рубрики
Хотите получать новости законодательства и полезные материалы на почту?

Подпишитесь на рассылку!
svg svg