2 июня 2014

Порядок уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав: вопросы, возникающие на практике

Рубрика: Регистрация прав и кадастровый учет

 

Ведущие рубрики:

Е.А. КАЦ, начальник отдела правового обеспечения,

Е.С. ГАМЕЗА, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю.

 

На практике возникает довольно много вопросов, связанных с уплатой государственной пошлины за регистрацию прав. Сразу оговоримся, что ни Росреестр, ни его территориальные органы не уполномочены на их разъяснение. Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) письменные ответы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России).

Соответственно, настоящая статья подготовлена в целях информирования заинтересованных лиц о некоторых практических ситуациях, связанных с порядком исчисления госпошлины за регистрацию, на основе разъяснений Минфина России.

 

Общие положения.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.  

Для юридических лиц госпошлина составляет 15 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).


Размеры государственной пошлины установлены подпунктами 22 - 33 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

От уплаты госпошлины при регистрации прав освобождены органы государственной власти и органы местного самоуправления (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

 

Не уплачивается госпошлина, например:

за регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (обращаем внимание, что данная льгота не может быть применена при передаче недвижимого имущества в оперативное управление частной организацией);

за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства (например, при изменении типа федерального учреждения в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ) (пп. 4.1, 4.3, 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).


Льготы при уплате государственной пошлины предусмотрены пунктами 1, 3 статьи 333.35 НК РФ.

 

Порядок и сроки уплаты госпошлины определены в статье 333.18 НК РФ и пункте 4 статьи 16 Закона о регистрации. При этом важно четко понимать, что государственная регистрация осуществляется, и правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов проводится только при условии уплаты государственной пошлины. В случае если государственная пошлина не уплачена, документы по истечении 18 календарных дней возвращаются заявителю без рассмотрения.

Факт уплаты госпошлины, наряду с платежным поручением и квитанцией, может также подтверждаться информацией, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

 

Если информация об уплате госпошлины отсутствует в ГИС ГМП и документ об уплате госпошлины не был представлен вместе с заявлением о регистрации прав, документы, необходимые для регистрации прав, к рассмотрению не принимаются и по истечении 18 календарных дней возвращаются заявителю (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации).

 

Обращаем внимание, что на сегодняшний день Красноярский край не подключен к ГИС ГМП.

Основания и порядок возврата государственной пошлины содержатся в статье 333.40 НК РФ и пункте 5 статьи 20 Закона о регистрации. Также Законом о регистрации предусмотрен случай, когда государственная пошлина может быть использована повторно (пункт 5 статьи 13 Закона о регистрации).

В случае если госпошлина уплачена в большем размере, или лицо, уплатившее ее, отказалось от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие (в нашем случае до подачи документов на регистрацию), государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме (пп. 1, 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

При отказе в государственной регистрации государственная пошлина, уплаченная за регистрацию, не возвращается. Однако при прекращении государственной регистрации прав по инициативе заявителя возвращается половина уплаченной суммы на основании заявления (п. 5 ст. 20 Закона о регистрации).

Если заявление о регистрации права представлено одновременно с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, однако, в постановке объекта на кадастровый учет отказано, заявление о регистрации и приложенные к нему документы, в т. ч. документ об уплате госпошлины, возвращаются заявителю без рассмотрения. При этом документ об уплате госпошлины может быть представлен при повторном обращении за регистрацией прав (п. 5 ст. 13 Закона о регистрации).


Кроме того, мы также должны принять во внимание, что уплату государственной пошлины от имени юридических лиц могут осуществлять их представители (пункт 1 статьи 26 НК РФ).

Требования к оформлению платежных документов при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию представителем заявителя, с учетом Определения ВАС РФ от 11.04.2011 г. № ВАС-3950/11, Определения Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 г. № 41-О и Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 г. № 118, разъяснены Минфином России в письме от 01.06.2012 г. № 03-05-04-03/43.

При уплате госпошлины представителем организацией через свой банковский счет в платежном документе должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

 

При уплате госпошлины представителем физическим лицом наличными денежными средствами в платежном документе должно быть указано, что физическое лицо представитель действует на основании доверенности или учредительных документов, и к платежному документу должен быть приложен расходный кассовый ордер или иной документ, подтверждающий выдачу плательщику денежных средств на уплату государственной пошлины.

Учитывая данную позицию Минфина России, рекомендуем при уплате госпошлины представителем — юридическим лицом (например, агентом, действующим от имени представляемого) в платежном поручении в графе «Назначение платежа» указывать к примеру: «Государственная пошлина за государственную регистрацию прав (далее указывается наименование и ОГРН представляемого) в соответствии с агентским договором от ______ № ___ и доверенностью от _____ № ____».

При уплате госпошлины представителем — физическим лицом соответствующую информацию можно указать как в строке «Назначение платежа», так и в строке «Плательщик». Например, плательщик — «(указывается Ф.И.О. представителя) от имени (указывается наименование и ОГРН представляемого) по доверенности от _______ № ___» или назначение платежа — «Государственная пошлина за государственную регистрацию прав (указывается наименование и ОГРН представляемого) в соответствии с доверенностью от _____ № ____».

Также при уплате госпошлины представителем рекомендуем в доверенности прямо прописывать полномочия на уплату, возврат госпошлины.

 

Продолжение, в котором будут рассмотрены особенности уплаты государственной пошлины, читайте в следующем выпуске.

 

Рубрики
Хотите получать новости законодательства и полезные материалы на почту?

Подпишитесь на рассылку!
svg svg