Новый стандарт «Запасы». Мнение Минфина по его применению (Письмо от 01.08.2019 № 02-07-07/58075)

04.09.19 в 15:38


РУБРИКА ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для бухгалтера бюджетной организации

В учетной политике учреждение должно закрепить:

  • порядок группировки матзапасов и незавершенного производства;
  • порядок уточнения первоначальной стоимости приобретенных матзапасов, которые находятся в пути и приняты к учету по цене договора;
  • порядок определения фактической себестоимости видов продукции и пр.

Как правильно выбрать счета учета и КОСГУ

Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Однако если по инструкции не удалось с уверенностью отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то нужно руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и ОКПД 2. Если же по отраслевым нормативным актам и ОКПД 2 точно определить счет невозможно, то Минфин советует учитывать запасы в составе прочих — счет 105 06 000.

Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого назначения материального запаса.

Подстатья 341 КОСГУ

Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров, канюль для переливания, стерильных перчаток и прочих медицинских расходных материалов, антисептиков, дезинфицирующих материалов, систем тест-полосок, применяемых в медицинских целях, отражают в учете следующими записями:

Дт106 34 341 Кт302 34 73Х;

Дт105 31 341 Кт106 34 341.

Выбытие израсходованных материальных ценностей:

Дт401 20 272 Кт 105 31 441.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.

Подстатья 342 КОСГУ

Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают так:

Дт106 34 342 Кт302 34 73Х;

Дт105 32 342 Кт106 34 342.

Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:

Дт401 20 272 Кт105 32 442.

Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды несоответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:

Дт 106 34 349 Кт 302 34 73Х;

Дт 105 36 349 Кт 106 34 349.

Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают так:

Дт 401 20 223 Кт 105 36 449.

Однако если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Подстатья 343 КОСГУ

Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дт 106 34 343 Кт 302 23 73Х;

Дт 105 33 343 Кт 106 34 343.

Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:

  • выбытие израсходованного твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) — Дт 401 20 272 Кт 105 33 443;
  • выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления — Дт401 20 223 Кт105 33 443.

Как списывать запасы

Случаи, когда запасы можно списывать, а также критерии, которые должны быть соблюдены при этом, приведены в стандарте. Например:

- выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.

Списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:

в пределах норм естественной убыли — Дт 401 20 272 Кт 105 32 442;

сверх норм естественной убыли — Дт 401 10 172 Кт 105 32 442;

отражение суммы недостачи — Дт 209 74 56Х Кт 401 10 172.

Ирина ГРИШАЕВА, ведущий консультант по вопросам бюджетных организаций


Материал предоставлен редакцией

газеты «Правовое обозрение»