Рубрика горячая тема: Можно ли возложить обязанности специалиста по охране труда на иного работника (бухгалтера, кадрового специалиста и др.)?

26.09.16 в 10:00

Можно ли возложить обязанности специалиста по охране труда на иного работника (бухгалтера, кадрового специалиста и др.)?

Итак, если мы посмотрим на ст. 217 Трудового кодекса РФ, то увидим, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если же численность работников не превышает 50 человек, то работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

До сих пор действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 г. № 14 (далее по тексту — Рекомендации). Тут необходимо сделать оговорку о том, что данные рекомендации разрабатывались и утверждались во время действия редакции статьи 217 Трудового кодекса РФ от 12.08.2005 г., устанавливающей необходимость создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области при численности 100 работников. Применяя подобный принцип на действующую редакцию статьи 217 Трудового кодекса РФ, а именно поскольку в настоящее время служба охраны труда или специалист по охране труда вводится при численности работников более 50, то вместо 100, полагаем, необходимо читать 50.

Согласно пункту 16 Рекомендаций в организации с численностью 100 (читать 50!) и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. То есть при численности работников до 50 человек поручить обязанности специалиста по охране труда можно путем оформления совмещения. О возможности совмещения говорит и некоторая судебная практика, например, решение Зареченского городского суда Пензенской области в решении от 08.02.2013 г. по делу № 12-20/2013.

То же самое касается возможности совместительства.

Кроме того, в настоящее время действуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 г. № 10, с помощью которых вы сможете посчитать какое количество единиц специалистов по охране труда вам необходимо.

После этого подсчета уже возможно будет говорить о возможности оформления с работниками совместительства/совмещения или напротив — брать отдельную штатную (а может и не одну) единицу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодатель предусматривает специальные условия для возможности выполнения обязанностей по охране труда по совместительству или совмещению, а именно оформление специалиста по охране труда по совместительству или в рамках совмещения возможно на предприятиях, численность которых НЕ превышает 50 работников.

Если по результатам определения численности возложить обязанности специалиста по охране труда в рамках совмещения или совместительства возможно на другого работника, то этот работник должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». Это связано с тем, что профстандарт определяет так называемые «границы профессии» и для того, чтобы выполнять функции по другой профессии работник должен в силу стати 217 Трудового кодекса РФ иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Данное ограничение означает, что в штатном расписании должна быть отдельная должность именно с таким наименованием, которое установлено в профстандарте по выполняемой обобщенной трудовой функции. Наличие отдельной штатной должности позволяет работодателю оформить совмещение или совместительство.

Если оформление будет в рамках совмещения, то с работником заключается письменное соглашение, содержание которого определяется в соответствии со ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ. Если же работа будет оформлена как совместительство, то с работником заключается трудовой договор о работе по совместительству, содержание которого определяется ст. 57 Трудового кодекса РФ и гл. 44 Трудового кодекса РФ. При отсутствии соответствующего образования необходимо направить работника на обучение.

Если после подсчета численности работников в вашей организации вы придете к выводу, что поручить функции специалиста по охране труда в рамках совместительства или совмещения нельзя, то в данном случае необходимо будет принять работника по основному месту работу и этот работник так же должен будет соответствовать требованиям профессионального стандарта в части квалификационных требований. Наименование должности должно соответствовать профстандарту, т. е. наименование необходимо смотреть в зависимости от той обобщенной трудовой функции, трудовые функции по которой работник выполняет.

Материал подготовила Татьяна ШИРНИНА, консультант Группы компаний Валентины Митрофановой, ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства (г. Москва)