Вопрос: Судебная практика: обязана ли управляющая компания...
Вопрос: Судебная практика: обязана ли управляющая компания предоставлять собственникам копии договоров подряда на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме?
Ответ: В отдельных случаях суд указывает на указанную обязанность. В системе представлены следующие судебные решения:
Выдержки из документов:
С учетом изложенных норм, суд находит основания для обязания ООО "Комфортный дом" предоставить представителю собственников многоквартирного адрес адрес отчет о фактически начисленных собственникам дома суммах за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества и о фактически оплаченных денежных средствах по данной статье ресурсоснабжающим организациям за 2016-2017 годы, заверенные копии актов выполненных работ (по содержанию и ремонту общего имущества), копии договоров подряда (оказания услуг), копии смет, дефектных ведомостей, планов текущего ремонта, отчетов о выполнении договора управления от 24.05.2016, а также иные документы, подтверждающие проведение текущего ремонта за весь период обслуживания (с 2016 года по 2017 год), на основании которых осуществлялось списание денежных средств со счета многоквартирного адрес.
Дополнительное решение Советского районного суда города Омска от 27.04.2018 по делу N 2-608/2018 Требование: О защите прав потребителей и взыскании денежных средств. Решение: Требование удовлетворено.
Истцы указывают, что обязанность по предоставлению копий договоров с подрядными организациями, актов выполненных работ по ним и сведений об их оплате установлена п. п. 3.1.21 Договора управления.
Согласно п. 3.1.21 Договора управления от 18.08.2017 управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений или уполномоченным ими лицам по их запросам копии документов, информацию и сведения в письменном виде, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания, текущего и капитального ремонта общего имущества в доме, предоставления коммунальных услуг, в течение 20 дней с момента поступления соответствующего запроса.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 17.09.2021 по делу N 2-2162/2021
04.08.2016 г. П.В. и Г.Е. направляли в ТСЖ "Бассейного Товарищества Квартирохозяев" заявление о предоставлении им информации, касающейся деятельности товарищества, согласно почтовым квитанциям и отчету об отслеживании направлений указанные заявления были получены адресатом 07.11.2016 г. и 29.09.2016 г. соответственно.
13.01.2017 г. П.В. и Г.Е. повторно направили в товарищество заявление о предоставлении информации, что подтверждается почтовыми квитанциями и описью вложения в ценное письмо от 16.01.2017.
Также истцами представлены запросы, подписанные в том числе истцами, о предоставлении информации от 12.11.2015 г. и от 25.11.2015 г. с отметкой о регистрации данных запросов ТСЖ.
В соответствии со ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Исходя из положений ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
В развитие данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1).
В соответствии с п. 5 настоящего Стандарта управляющими организациями информация раскрывается различными способами, в том числе путем:
- обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет по выбору управляющей организации;
- опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
- размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
- предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Требование предоставления копий документов нельзя признать правомерным, поскольку действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность ТСЖ по изготовлению и выдаче копий документов, поскольку отсутствует обязанность ТСЖ по обеспечению материально-технической возможности копирования, что может быть связано с необходимостью приобретения копировальной техники, расходных материалов и несением затрат на обслуживание такой техники, истцы при ознакомлении с интересующей их информацией вправе самостоятельно делать интересующие выписки и копии документов, не содержащих подлежащие защите персональные данные.
Избранная истцами форма предоставления информации не основана на законе.
В соответствии с п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования или реквизиты печатных изданий, где размещена информация.
Как следует из акта Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 10/110 от 27.03.2017 г., при исследовании сайта в сети Интернет, выбранного ТСЖ "Бассейного Товарищества Квартирохозяев" для раскрытия информации в соответствии с п. п. "а" п. 5.1 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" сайта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации: http://www.gilkom-complex.ru, установлено, что информация о деятельности ТСЖ, предусмотренная Стандартом, раскрыта в полном объеме, нарушений не выявлено.
Сведениями об адресе официального сайта истцы располагали, что не оспаривалось ими в судебном заседании, также сведения об адресе официального сайта размещены на информационном стенде (л.д. 80).
Предоставление товариществом собственников жилья договоров о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, договоров подряда на монтаж и приобретение оборудования видеонаблюдения в 2016 г., а также копии платежного поручения, подтверждающего оплату приобретения и оплату услуг по монтажу вышеуказанного оборудования, копии договора подряда, а также актов выполненных работ по монтажу дворовых автоматических ворот, копии платежного документа об оплате данного оборудования и оплате услуг по монтажу данных ворот для ознакомления не предусмотрено ни ст. 143.1 ЖК РФ, ни Стандартом раскрытия информации.
Информация о выполненных работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг за 2012 г., 2103 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., подлежит раскрытию в соответствии с пп. "г" п. 3 Стандарта, протоколы общих собраний членов товарищества, собственников МКД, в период за 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г. в соответствии с пп. "з" п. 3 Стандарта на официальном сайте <данные изъяты>. Как установлено актом проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, информация о деятельности ТСЖ, предусмотренная Стандартом, раскрыта в полном объеме, нарушений не имеется. Установленный актом проверки факт дает основания суду полагать, что вышеуказанные документы размещены на сайте.
Решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 29.03.2017 по делу N 2-302/2017(2-5726/2016;)~М-7591/16
Решением Качканарского городского суда Свердловской области от 27 декабря 2011 года исковые требования Ж.А.С. удовлетворены частично.
На ООО "УЖК "Наш дом" возложена обязанность предоставить истцу Ж.А.С. для ознакомления и снятия копий: договоры подрядов, заключенные ООО УЖК "Наш дом" со специализированными организациями на выполнение различных видов работ с целью оказания услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома <...> за период с <...> по <...>; акты сдачи-приема выполненных работ к указанным договорам, в том числе акты выполненных работ (унифицированная форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3) за период с <...> по <...>; выписки из журнала аварийных заявок по дому <...> за период с <...> по <...> и с <...> по <...>; акты обследований и испытаний инженерного оборудования, осмотра конструктивных элементов и помещений общего пользования многоквартирного дома <...> за период управления многоквартирным домом с <...> по <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу Ж.А.С. отказано.
Статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).
Пунктом 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации <...>, подробно изложена информация, которую управляющая организация обязана раскрывать.
В соответствии с п. 5 указанного Стандарта управляющими организациями информация раскрывается, в том числе путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Также судом были проанализированы условия договора управления многоквартирным домом, согласно которым Управляющая компания по заданию собственников обязалась за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <...>. При этом собственники вправе в соответствии с п.п. "д" п. 4.1.1 договора требовать от управляющей компании ежегодный отчет о выполнении договора. Пунктом 6.3 договора предусмотрено право собственника проверять выполнение обязательств Управляющей компанией по договору управления, в том числе знакомиться с документацией Управляющей компании, оформленной во исполнение договора, и т.д.
Поскольку для выполнения указанных целей ответчик привлекает сторонние организации, заключая соответствующие договоры, в том числе с ООО "Энергетик", ООО "РЭП-1" и т.д., Ж.А.С. просила ознакомить ее с договорами, в чем ей было отказано.
Между тем, как верно указал суд, данные договоры заключены во исполнение договора управления многоквартирным домом, указанные договоры содержат ряд информации, с которой собственники были намерены ознакомиться, в том числе по критериям качества выполненных работ, гарантийному сроку и т.д., следовательно, в силу вышеприведенных норм права и условий договора управления многоквартирным домом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком необоснованно отказано истцу в ознакомлении с указанными документами.
Также судом было принято во внимание Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике N 100 от 11 ноября 1999 года, которым утверждены согласованные с Минфином России, Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат". Указанное постановление вступило в законную силу 1 января 2000 года.
Утвержденные данным постановлением унифицированные формы первичной учетной документации распространены на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях экономики.
Определение Свердловского областного суда от 05.07.2012 по делу N 33-7600/2012
Документы из Информационных Банков:
«7 кассационный округ»
«Архив решений судов общей юрисдикции»
Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!